Убежища в Средние века

Убежища в Средние века
— Христианский храм являлся убежищем по преимуществу довольно долго. Такое У. имело огромное значение в варварских государствах, принявших христианство, но постепенно чистое церковное У. стало терять свое значение. Причиною этого было, во-первых, то обстоятельство, что некоторые папы косвенно отрицали право церковного У. для лиц, совершивших особенно тяжкие преступления, во-вторых, более общее условие — упадок авторитета церкви во вторую половину средних веков и, наконец, распространение других форм У., смешанной и чисто светской. Классическим типом смешанного церковно-светского У. являются так назыв. французские sauvet és (salvitates, salvae terrae). Sauveté, "спасенное" место — это осложнение первоначального представления о религиозном У. Первоначальная презумпция заключалась в том, что проступок, совершенный в стенах церкви или монастыря, сильнее карается в загробной жизни; при этом проступком считалась и расправа с лицами, подлежащими наказанию. Вообще священная ограда не могла быть осквернена. В смутную эпоху феодальной анархии, когда всякое место, обеспечивающее человеку защиту, считалось драгоценной находкой и привлекало поселенцев, церкви и особенно монастыри решили воспользоваться связанной с храмом идеей У. в целях собственной выгоды, ибо поселение, выраставшее в монастырской ограде, являлось источником доходов. Но тут встречались два неудобства: во-первых, ограда была чересчур тесна, а во-вторых, трудно было питать уверенность в том, что соседний барон не вздумает в один прекрасный день напасть на поселение. Sauve té устраняла оба неудобства: место поселения расширялось, и при помощи всяческих торжественных обрядов на расширенное место переносились права У., а во-вторых, соседние бароны клятвенно обязывались наказывать всякого нарушителя священной черты. В Sauvet é преобладает религиозный элемент, но мало-помалу в течение XI в. появился смешанный тип У., но с преобладанием элемента светского. Такими убежищами были села или замки, основанные свтскими баронами и ими же поставленные под покровительство какого-нибудь святого, обыкновенно патрона ближайшего монастыря; такие поселения объявлялись столь же неприкосновенными, как и храм, что не трудно было сделать при помощи различных торжественных обрядов. Тут еще принцип неприкосновенности исходит из религиозной идеи, но постепенно исчезла необходимость связывать одно с другим, и появился новый тип У. — светский. В различных частях Франции он носит различные наименования: ville franche, bourg franc, libertos, francitos. Таким образом, идея У. постепенно отрывается от храма и прирастает к поселению. Особенно плодотворной оказывается она в процессе возникновения и развития средневековых городов. Поселение, обладающее У., растет ускоренным темпом, ибо У. привлекает новых жителей; увеличение количества жителей делает поселение более активным агентом экономической жизни. Эпоха, когда У. прикрепляется к поселению, почти совпадает с эпохой хозяйственного переворота и возрождения торговли, что в свою очередь содействует приливу населения в город. Оба процесса идут об руку и ведут к росту городов. Связь У. с городом сделается особенно ясна, когда мы ознакомимся с другим типом нашего института, развившимся в Германии. Там религиозное У. никогда не играло той роли, какую оно сыграло во Франции, стране, где христианство было принято раньше и сделало огромные успехи еще в римскую эпоху. В Германии идея убежища была по преимуществу светской идеей. Она тесно связана с другим представлением, которое проглядывает и во французских sauvet é s, но там имеет другой источник. Это идея особенного "мира". Если поселение наделено особенным миром, то это значит, что преступление, совершенное в его черте, карается сильнее, чем преступление, совершенное в другом месте. По немецкому праву каждое огороженное место пользуется особым миром, но место укрепленное пользуется высшим миром, ибо укрепленное место есть бург, а право строить бург — королевская регалия. Король передает свои прерогативы бургу. Поэтому в Германии нарушение мира в бурге каралось высшим королевским штрафом в б0 солидов. Город есть бург; следовательно, он также пользуется особенным миром. А всякое место, пользующееся особенным миром, по немецкому праву есть в то же время У. Таким образом, в Германии идея светского У. возникла самостоятельно, хотя первоначальный общий источник ее тот же (см. выше). Только во Франции она идет от классической древности через всю римскую историю, а в Германии восходит к источнику непосредственно. У. защищает от всякого насилия; оно не знает разницы между самовольным насильственным действием и приведением в исполнение приговора власти. Сдедовательно, в городе не может быть приведено в исполнение наказание, к которому приговорен преступник. Исключение только одно: когда наказание должно пасть на человека, совершившего преступление в черте города, мир не охраняет нарушителей своих норм. Местом У. средневековый город делается поневоле: ему нужны люди; он принимает преступников, снимает с них клеймо, восстановляет их в правах; таков принцип колонизации. Из новейшей литературы ср. R. Sohm, "Entstehung der deutschen St ädtewesen s" (1890); J. Flach, "Les origines de l'ancienne France" (т. II, origines communales, 1893); A. Дживелегов, "Средневековые города в Зап. Европе" (в коллекции Н. И. Кареева и И. И. Лучицкого, 1902).

Д. Дживелегов.


Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "Убежища в Средние века" в других словарях:

  • Убежище в средние века — Христианский храм являлся убежищем по преимуществу довольно долго. Такое У. имело огромное значение в варварских государствах, принявших христианство, но постепенно чистое церковное У. стало терять свое значение. Причиною этого было, во первых,… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Убежища на Востоке — – древнейшие обстоятельные постановления об убежище находим в Моисеевом праве. Целью их было провести практическое различие между умышленным и невольным убийством; невольный убийца находил безопасность у алтаря скинии; умышленный же убийца… …   Полный православный богословский энциклопедический словарь

  • Магдалинские убежища — благотворительные учреждения, имеющие своей задачей оказывать поддержку падшим женщинам, желающим вернуться на путь честного труда; название свое носят по имени раскаявшейся грешницы, св. Марии Магдалины. Падшие женщины находят здесь на известный …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Германия — Федеративная Республика Германии (ФРГ), гос во в Центр. Европе. Германия (Germania) как территория, заселенная герм, племенами, впервые упоминается Пифеем из Массалии в IV в. до н. э. Позже название Германия использовалось для обозначения рим.… …   Географическая энциклопедия

  • Медицина — I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… …   Медицинская энциклопедия

  • Бельгия — Королевство Бельгия, гос во в Зап. Европе. Гос во Бельгия (франц. Belgique, фламанд. Belgie) провозглашено в 1830 г., названо по образованной в 27 г. до н. э. рим. пров. Бельгика (Gallia Belgica), которая называлась по кельт, племени белей.… …   Географическая энциклопедия

  • Семейство кошачьи —         (Felidae)* * Кошачьи действительно, как пишет Брем, представляют собой самый совершенный тип хищников иными словами наиболее специализированные представители отряда. Семейство включает 36 видов, группируемых в 10 12 родов (хотя разные… …   Жизнь животных

  • Семейство полорогие —         (Bovidae)** * * Семейство полорогих, или бычьих самая обширная и разнообразная группа парнокопытных, включает 45 50 современных родов и около 130 видов.         Полорогие животные составляют естественную, ясно очерченную группу. Как ни… …   Жизнь животных

  • Подземная война — …   Википедия

  • Феодализм — Содержание [О Ф. во Франции см. соотв. ст.]. I. Сущность Ф. и его происхождение. II. Ф. в Италии. III. Ф. в Германии. IV. Ф. в Англии. V. Ф. на Пиренейском полуострове. VI. Ф. в Чехии и Моравии. VII. Ф. в Польше. VIII. Ф. в России. IX. Ф. в… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»