Торговое мореходство

Торговое мореходство
Благодаря успехам морской техники, Т. мореходство развивается чрезвычайно быстро; оно не может сравняться с сухопутным, главным образом — железнодорожным, но является весьма могучим элементом международного обмена. Не так еще давно Австралия, южная Африка, Южная Америка и особенно группы островов Океании были совершенно отрезаны от центра мировой торговли и принимали лишь весьма слабое и случайное участие в оборотах всемирного рынка. В настоящее время, благодаря быстро развивающемуся торговому флоту, наиболее важные порты Старого и Нового Света связаны между собою постоянными сообщениями; от главных мировых центров — Лондона, Ливерпуля, Гамбурга, Бремена, Гавра, Филадельфии, Марселя, Нью-Йорка, — исходят правильные рейсы для грузового и пассажирского движения, и товарообмен принял правильный характер. Торговым флотом располагают далеко не все государства, и потому грузовое движение каждая страна производит не только на своих, но на чужих судах. Какое именно количество груза перевозится торговым флотом — трудно определить, так как статистика большинства государств усчитывает не количество привозимого или отправляемого груза, а тоннаж приходящих и отходящих судов, с указанием лишь флага, под которым оно ходит, пришло ли оно с грузом или балластом, паровое ли оно или парусное и пр. По приблизительному подсчету, тоннаж всех судов, вошедших в 1900 г. во все порты всемирного рынка и вышедших оттуда, определяется в 500 милл. тонн. Приход и отход судов обусловливаются как береговым развитием данной страны, так и ее торговыми оборотами. И в том, и в другом отношении Великобритания резко выдается из ряда других стран, как это видно из нижеприводимого сопоставления данных за последние тридцать лет:
Приход и отход по флагам паровых и парусных судов с грузом и балластом в главнейших странах (в тыс. рег. тонн):
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
|                                          | 1868 г.                                                                    | 1898 г.                                                                    |
|                                          |----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|                                          | Пришло.                         | Отошло.                         | Пришло.                         | Отошло                          |
|                                          |----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|                                          | Национ.      | Иностр.      | Национ.      | Иностр.      | Национ.      | Иностр.      | Национ.      | Иностр.      |
|-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Россия                              | 327             | 2353           | 323             | 2361           | 891             | 7857           | 903             | 7820           |
|-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Великобритания                 | 11226         | 5397           | 11435         | 5624           | 31857         | 13268         | 32360         | 13479         |
|-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Германия                           | 1555           | 2370           | 1568           | 2361           | 5953           | 7771           | 6082           | 7731           |
|-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Франция                            | 2359           | 4442           | 2429           | 4424           | 4612           | 11951         | 4925           | 12076         |
|-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Австро-Венгрия*)               | 2513           | 616             | 2506           | 663             | 10884         | 830             | 10872         | 832             |
|-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Италия*)                            | 1254           | 2376           | 1350           | 2289           | 8006           | 9981           | 8001           | 10634         |
|-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Голландия                         | 494             | 1118           | 501             | 1137           | 2194           | 6501           | 2210           | 6420           |
|-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Бельгия                             | 86              | 1242           | 89              | 1238           | 1487           | 6747           | 1487           | 6798           |
|-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Соединенные Штаты          | 2466           | 3106           | 3718           | 4561           | 3362           | 18338         | 3231           | 18661         |
|-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Скандинавия                     | 1738           | 1783           | 1701           | 1795           | 4739           | 5831           | 4760           | 5847           |
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
*) Со включением судов каботажного плавания.
Для десяти поименованных стран приход и отход всех торговых судов за последние 30 лет увеличился почти в 31/2 раза, но для отдельных стран это отношение различно. Первое место, как в начале, так и в конце этого периода принадлежит Великобритании, причем тоннаж пришедших и ушедших судов почти утроился. В Германию в 1868 г. пришли суда вместимостью в 3925 тыс. т., а в 1898 г. — в 13724, т. е. почти в 4 раз больше. В Т. мореходстве большие успехи сделали и Соединенные Штаты, занимающие ныне второе место. Относительные успехи России довольно велики, но абсолютное участие ее в Т. мореходстве слабо: в этом отношении она стоит рядом с Бельгией. В приведенной таблице заслуживает особенного внимания распределение судов по флагам: как в начале, так и в конце рассматриваемого тридцатилетия только Великобритания и Австро-Венгрия пользуются преимущественно собственными судами; все прочие страны широко прибегают к помощи иностранных, в числе коих первое место занимают британские суда.
Распределение Т. мореходства между паровым и парусным флотом для тех же 10 стран и в тот же тридцатилетный период показано в следующей таблице (в тыс. рег. тонн):
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
|                                          | 1868 г.                                                                    | 1898 г.                                                                    |
|                                          |----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|                                          | Пришло                          | Отошло                          | Пришло                          | Отошло                          |
|                                          |----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|                                          | Паров.        | Парус.        | Паров.        | Парус.        | Паров.        | Парус.        | Паров.        | Парус.        |
|-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Россия                              | —               | —               | —               | 8344           | 404             | 332             | 391             |                   |
|-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Великобритания                 | 381             | 10242         | 6294           | 10765         | 40779         | 4346           | 41538         | 4301           |
|-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Германия                           | 1860           | 2065           | 1844           | 2085           | 12372         | 1352           | 12467         | 1346           |
|-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Франция                            | 3056           | 3746           | 3038           | 3815           | 15266         | 1297           | 15622         | 1379           |
|-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Австро-Венгрия*)               | 1614           | 1515           | 1624           | 1545           | 11218         | 496             | 11215         | 489             |
|-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Италия*)                            | 1787           | 1743           | 1710           | 1829           | 17327         | 660             | 17977         | 658             |
|-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Голландия                         | 753             | 859             | 768             | 870             | 8358           | 337             | 8292           | 338             |
|-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Бельгия                             | 632             | 696             | 633             | 694             | 7886           | 348             | 7926           | 359             |
|-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Скандинавия                     | 816             | 2705           | 815             | 2681           | 8031           | 2539           | 8073           | 2534           |
|-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Соединенные                     | 1817           | 3754           | 6114           | 6114           | 18037         | 3663           | 18106         | 3786           |
| Штаты**)                            |                   |                   |                   |                   |                   |                   |                   |                   |
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
*) Со включением судов каботажного плавания.
**) Суда лишь океанические.
В 1868 г. повсеместно, за исключением Италии и Австро-Венгрии, движение парусных судов преобладает над паровым иногда даже вдвое, как напр. в Соединенных Штатах. В следующие 30 лет парусное судоходство сократилось слишком вдвое, паровое же увеличилось в 8 раз. В Соединенных Штатах движение парового флота удесятерилось, тогда как движение парусного почти не изменилось. Паровой флот получает преобладание даже в дальнем плавании; именно ему многим обязано расширение территории всемирного рынка. С усилением движения паровых судов происходит и ускорение товарообмена, что дает возможность доставлять и скоропортящиеся товары из отдаленных мест. Благодаря этому, Европа может получать мясные и молочные продукты из Австралии, Уругвая и Бразилии. На главные центры Т. мореходства указывают следующие сведения о приходе судов (в тыс. регистровых тонн).
----------------------------------------------------------------------------------------------
|                              | 1868.         | 1878.         | 1898.             |
|--------------------------------------------------------------------------------------------|
| Лондон                  | 3820          | 5345          | 9438              |
|--------------------------------------------------------------------------------------------|
| Ливерпуль             | 3202          | 4388          | 6170              |
|--------------------------------------------------------------------------------------------|
| Кардиф                 | 721            | 2800          | 3189              |
|--------------------------------------------------------------------------------------------|
| Нью-Йорк              | 2865          | 5545          | 7771              |
|--------------------------------------------------------------------------------------------|
| Гамбург                 | 1533          | 2273          | 7107              |
|--------------------------------------------------------------------------------------------|
| Марсель                | —              | 2505          | 4366              |
|--------------------------------------------------------------------------------------------|
| Одесса                 | 242            | 1744          | 3201              |
|--------------------------------------------------------------------------------------------|
| Кронштадт            | 104            | 952            | 1517              |
----------------------------------------------------------------------------------------------
Судя по этим данным, наиболее значительными портами в Старом Свете являются Лондон и Гамбург, в Новом Свете — Нью-Йорк. В 1898 г. в Лондон вошли суда вместимостью в 9438 тыс. тонн, вышли оттуда суда вместимостью в 7158 тыс. тонн, а всего 16596 тыс. тонн; в том же году соответствующие цифры для Гамбурга — 7107 тыс. и 7340 тыс. тонн, а всего 14447 тыс. тонн; для Нью-Йорка — 7771 тыс. и 7577 тыс. тонн, всего 15348 тыс. тонн. Четвертое место в ряду крупных Т. портов занимает Ливерпуль, обороты которого в 1898 г. достигли 12168 тыс. тонн. С этим портом в последние два года начинает с успехом конкурировать Кардиф, благодаря повсеместно усилившемуся спросу на каменный уголь: в 1899 г. из Кардифа вышли суда вместимостью в 8227 тыс. тонн, тогда как в том же году Ливерпуль дал только 5666 тыс. тонн, но груз кардифских судов дешевый — преимущественно каменноугольный, — тогда как Ливерпуль дает главным образом мануфактуру. Из русских портов наибольшие успехи сделали Одесса и С.-Петербург с Кронштадтом, а в последнее время развивается Новороссийск; но они имеют пока значение только для России.
Ст. Гулишамбаров.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "Торговое мореходство" в других словарях:

  • Общества — I Содержание статьи: Общий обзор. О. Антропологические. О. Астрономические. О. Библейские. О. Геологическое и минералогическое. О. Естествоиспытателей. О. Литературные. О. Математические. О. Медицинские. О. Музыкальные и сценического искусства. О …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Россия. Экономический отдел: Пути сообщения — I I. Первые исторические сведения, заставляющие предполагать некоторую организацию дорожного дела в Р., относятся к XVII в. и указывают на существование почтовых сообщений от Москвы до Великого Новгорода, Смоленска и рубежей шведского и польского …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Главное управление торгового мореплавания и портов — В XVIII в. заведование торговым мореплаванием и портами лежало на коммерц коллегии (см. соотв. статью), как центральном учреждении по заведованию торговлей вообще, и отчасти на адмиралтейств коллегии. С образованием министерств оно раздробилось… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Мореплавание — или мореходство т. е. передвижение товаров и лиц водным путем; бывает каботажным т. е. прибрежным (см. Каботаж), или дальним (см. Шкипера и штурмана дальнего плавания). У древних мореплавание было почти исключительно прибрежным; переезды с о ва… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Россия. Экономический отдел: Внешняя торговля — I е) Внешняя торговля. С преобразованием высших государственных учреждений, предпринятым по вступлении на престол Александра I, связано публикование первых отчетов по внешней торговле Р. В предисловии к первому труду по этому предмету,… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Северохальмахерцы —         общее название группы народностей и племён, населяющих северную часть о. Хальмахера и прилегающие мелкие острова (Индонезия). Численность свыше 220 тыс. человек (1974, оценка). Говорят на северохальмахерских языках (См.… …   Большая советская энциклопедия

  • Нидерланды (государство в Зап. Европе) — Нидерланды (Nederland), Королевство Нидерландов (Koninkrijk der Nederlanden) (неофициальное название ‒ Голландия). I. Общие сведения Н. ‒ государство в Западной Европе, на С. и З. омывается Северным морем. Длина морских границ около 1 тыс. км.… …   Большая советская энциклопедия

  • Нидерланды — I (Nederland)         Королевство Нидерландов (Koninkrijk der Nederlanden) (неофициальное название Голландия).          I. Общие сведения Н. государство в Западной Европе, на С. и З. омывается Северным морем. Длина морских границ около 1 тыс. км …   Большая советская энциклопедия

  • Франция* — (France, Frankreich). Расположение, границы, пространство. С севера Ф. омывает Немецкое море и Ла Манш, с запада Атлантический океан, с юго востока Средиземное море; на северо востоке она граничит с Бельгией, Люксембургом и Германией, на востоке… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Франция — I (France, Frankreich). Расположение, границы, пространство. С севера Ф. омывает Немецкое море и Ла Манш, с запада Атлантический океан, с юго востока Средиземное море; на северо востоке она граничит с Бельгией, Люксембургом и Германией, на… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»