Тон в живописи

Тон в живописи
Физическая характеристика цвета, принадлежащего к простым или основным цветам, определяется его местом в солнечном спектре, степенью его чистоты (т. е. примесью к нему белого света, большей или меньшей силы, или же полным отсутствием всякой примеси) и степенью его светлоты. Большинство красок, употребляемых в живописи, очень различаются цветом от спектральных, и только некоторые краски приблизительно подходят к цветам спектра. Тем не менее можно почти все краски разделить на группы, которых наименования одинаковы с названиями спектральных. Так, напр., крапплак, киноварь и жженая светлая охра — могут быть названы красными, при всем резком различии одной от другой. Ближе одна к другой — киноварь горная и киноварь китайская, но и между ними есть различие, которое и называют тоном: обе эти киновари разного тона. Подобно тому, краски темный кобальт (употребляя торговые названия) и средней светлоты ультрамарин принадлежат к группе синих, но характеризуются каждая своим Т. Рассматривая те и другие через призму, можно видеть, что цвет, напр., киновари содержит в себе, кроме соответственного спектрального красного, еще слабые оптические примеси других, близко к красному лежащих в спектре цветов, что и обусловливает Т. киновари. Также и Т. зеленых и синих красок происходят от состава оптической примеси к их основному цвету еще оранжевых, фиолетовых и других цветов. Очень сложные Т. (напр., коричневые) иногда совсем не могут быть отнесены по общему впечатлению к какой-либо части спектра. В картине может господствовать тот или другой Т., а все частные Т. должны гармонировать между собою. Смотря по впечатляю от Т., ему дают, кроме общих красочных названий, и множество других: золотистый, серебристый, спокойный, кричащий, глухой и т. п. Издавна Т. разделяются художниками на холодные и теплые. К первым относятся все фиолетовые, синие, голубые и зелено-голубые, ко вторым — красные, оранжевые, желтые и зелено-желтые; есть зеленые и пурпуровые Т., не причисляемые ни к теплым, ни к холодным. Так разделяются и спектральные цвета. Они могут быть изменяемы в отношении силы света, и когда крайности освещения велики, то и каждый спектральный цвет безо всякой примеси изменяется несколько в Т.: стоит сравнить очень яркий спектр с очень темным. Вообще Т., как характеристика цвета, обусловливается степенью сложности цвета и его световою силою.
Ф. Л.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "Тон в живописи" в других словарях:

  • Тон — «Тон» может означать: Целый тон в музыке  музыкальный интервал, либо тон  буквенное или словесное обозначение высоты звука. Тон в лингвистике Тон в живописи Тон в теории цвета Теория официальной народности Фамилия: Тон, Александр… …   Википедия

  • ТОН — (лат., от греч. teino растягивать, усиливаться). 1) производимый человеческим голосом или инструментом музыкальный звук определенной высоты. 2) звучность инструментов, 3) в живописи: цвет красок. 4) в общежитии: обращение человека с людьми, его… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Тон —         цветовой, одна из основных характеристик цвета (наряду с его светонасыщенностью), определяющая его оттенок по отношению к основному цвету спектра и выражающаяся словами голубой, лиловый, коричневый и т. д.; различия в названиях красок… …   Художественная энциклопедия

  • Тон (цветовой) — Тон цветовой, одна из основных характеристик цвета (наряду с его светлотой и насыщенностью), определяющая его оттенок и выражающаяся словами «красный, синий, сиреневый» и т.д.; различия в названиях красок указывают в первую очередь на цветовой Т …   Большая советская энциклопедия

  • Живописи, скульптуры и архитектуры институт —       имени И. Е. Репина (Университетская набережная, 17), старейшее в стране художественное высшее учебное заведение. Основано в 1757 как классы Академии художеств; в 1894 1918 Высшее художественное училище при АХ. С 1918, после упразднения… …   Санкт-Петербург (энциклопедия)

  • Живописи, скульптуры и архитектуры институт — имени И. Е. Репина (Университетская набережная, 17), старейшее в стране художественное высшее учебное заведение. Основано в 1757 как классы Академии художеств; в 1894—1918 Высшее художественное училище при АХ. С 1918, после упразднения… …   Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

  • Тон — (в живоп.). Физическая характеристика цвета, принадлежащего кпростым или основным цветам, определяется его местом в солнечномспектре, степенью его чистоты (т. е. примесью к нему белого света,большей или меньшей силы, или же полным отсутствием… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Тон — I         Константин Андреевич [26.10(6.11).1794, Петербург, 25.1(6.2).1881, там же], русский архитектор. Учился в Петербургской АХ (1803 15) у А. Н. Воронихина, был командирован в Италию (1819 28). Академик (1830), профессор (1833), ректор по… …   Большая советская энциклопедия

  • Тон — 1) звук той или иной высоты, 2) в живописи цвет и степень яркости красок, 3) оттенок речи …   Популярный политический словарь

  • Краски употребляемые для живописи — Пигменты, употребляемые для живописи, большей частью минерального происхождения, и лишь небольшое число их органические соединения. Первоначально служили для этой цели почти исключительно вещества, находимые в природе готовыми земли, но в… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»