Донателло это:

Донателло
Донателло (Donatello, собственно Донато ди Никколо ди Бетто Барди, D.di Betto Bardi) - один из самых замечательных итальянск. скульпторовэпохи возрождения, род. во Флоренции, или близ нее, между 1382 и 1387гг., учился в мастерской живописца и скульптора Биччи ди Лоренцо,пользуясь покровительством богатого флор. банкира Мартелли. Дляокончания своего художественного образования ездил на два или на тригода в Рим, вместе с известным архитектором Брунеллески. Одна из егопервых работ - горельеф из мелкозернистого камня, находящ. в црк. СантаКроче, во Флоренции, и изображающий Благовещение. Д. по преимуществу был реалист; в его работах постоянно преобладаетстремление изображать природу так, как она есть, и иногда можноподумать, что он нарочно отыскивает ее некрасивые стороны. Изучениепамятников греко-римской пластики также несколько умерило егореалистические стремления. Поэтому у него два стиля: реалистический иклассический. К первому относится его статуя Магдалины (около 1434 г.,наход. в флор. Крестильнице). Это исхудалая старуха, покрытая волосами.То же направление видно и в его статуе царя Давида, известной подназванием "Zuccone" и помещенной в фасадной стороне башни Джиотто, воФлоренции. Статуя эта - портрет современника, с большой лысой головой.Плоский рельеф, изображающий голову в профиль св. Цецилии, едваотделяющуюся от фона, принадлежит к классич. стилю Д. (наход. теперь вАнглии). Подражание античному искусству мы находим и в бронзовомбарельефе музея Барджелло, во Флоренции, изображающем триумф Вакха,равно как и в полуфигурах Силена и вакханки, на бронзовой плоской чаше(в Кенсингтонском музее, в Лонд.). Барельефы Д., заключенные в восемьмедальонов и заказанные Козимо Медичи для внутреннего портика егодворца, где они находятся в поныне - быть может, просто копии с антиков.Но лучшие работы Д. - те, в которых он, не увлекаясь излишним реализмоми не подражая произведениям древности, искал своих идеалов в самом себе.Это, напр., можно сказать о мраморной статут св. Георгия и о статуяхДавида и ап. Марка. Первая вылита из бронзы, вторая мраморная, обе воФлоренции. Менее удачна бронзовая статуя Юдифи, в Loggia del Lanzi, воФлоренции. Несколько статуй вырублено Д. для фасада флорент. собора;между сохранившимися замечательна статуя евангелиста Иоанна. В 1444 г.Д. был призван в Падую для отлития из бронзы конной статуи кондотьераВенец. республики Гаттамелаты [Erasmo Marzi da Narni]. Она стоит теперьперед церковью св. Антония. Со времен древних римлян не было вылито вИталии ни одной подобной колоссальной статуи. Художник остался в Падуедо 1456 г. и произвел там, при помощи своих учеников, несколько работдля украшения црк. св. Антония. Самые замечательные из них - бронз.барельефы, представляющие эпизоды из жизни названного святого,покровителя Падуи. В 1457 г. Д. работает (опять во Флоренции) Св. ИоаннаКрестителя, патрона Флоренции, тип которого он создал. Он представлялПредтечу во всех возрастах, отдельными статуями, горельефом ибарельефом. Замечательна его мраморная статуя Иоанна в м. Барджелло.Худощавый, как скелет, он имеет выражение как бы ни на чем неостановившейся мысли и идет вперед, как бы не зная сам куда; егополуоткрытые уста готовы произнести пророческие слова. Отличительнаячерта Д. состоит в том, что он с таким же искусством воображал силу,энергию, как и грацию, миловидность. Его барельеф мраморного балкончикасобора г. Прато, вырубленный в 1434 г., изображает полунагих детей илигениев, пляшущих хороводом, или играющих на различных инструментах, свенками цветов. Движения детей чрезвычайно живы, разнообразны и игривы.То же самое можно сказать и о других мраморных барельефах,предназначавшихся для флор. собора и находящихся теперь в Opera delDuorno. Некоторые детские бюсты Д. в высокой степени верно воспроизводятдействительность и чрезвычайно миловидны. Д. с необыкновенной верностьюугадывал впечатление, которое его работы будут производить на известномрасстоянии, и умел определять степень их оконченности. Портретные бюсты- отрасль пластики, столь любимая греками и римлянами и совершеннооставленная в средние века - была воскрешена Д. Некоторые из его бюстовзамечательны по своей индивидуальности и как нельзя болеехарактеристичны. Вообще Д. с необыкновенным умением передавал духовнуюжизнь представляемого им лица. Таков, напр., бюст из обожженной глины,раскрашенный Никколо да Уццано и красующийся ныне в муз. Барджелло.Любопытные произведения Д. находятся в ризнице црк. св. Лаврентия, воФлоренции. Это - барельефы-медальоны, изображающие евангелистоввдохновленными или погруженными в думу, а также сцены из жития ИоаннаКрест., преисполненные драматизма. Там же можно любоваться отлитыми имдверями с фигурами апостолов и святых. Д. передавал страсти резко, снекоторою жесткостью, иногда даже в отталкивающих формах, как напр., вбарельефе, исполненном из крашеного гипса, находящемся в црк. св.Антония, в Падуе, и изображающем "Положение во гроб". То же самое мывидим и в последнем его произведении, оконченном после его смертиучеником его Бертольдо, а именно в барельефах двух кафедр в црк. св.Лаврентия, изображающих Страсти Господни. Д. исполнил также, вместе сучеником своим, Микелоццо Микелоцци, несколько надгробных памятников вцерквах; между ними замечателен монумент развенчанного папы ИоаннаXXIII: он послужил образцом для многочисленных надгр. памятников,явившихся в XV и XVI стол. во многих церк. Италии. Последние годы своейжизни Д. провел во Флоренции, работая до глубокой старости; умер в 1466г. и погребен с большими почестями в црк. св. Лаврентия, украшенной егоработами. А. ф.-Фрикен. Ср. Semper, "D., seine Zeit und Schulе" (Вена, 1875); H. Tschudi, "D.e la critica modenia" (Турин, 1887); W. Bode, "Italienische Bildhauerder Renaissance (Б. 1887); E. Muntz, "D. (в серии монографий: "LesArtistes celеbres", 1885).

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Смотреть что такое "Донателло" в других словарях:

  • Донателло —         (Donatello; собственно Донато ди Никколо ди Бетто Барди, Donato di Niccolo di Betto Bardi) (около 1386 1466), итальянский скульптор эпохи Раннего Возрождения. Представитель флорентийской школы. Одним из первых скульпторов Италии… …   Художественная энциклопедия

  • Донателло — Донателло. Памятник кондотьеру Гаттамелате в Падуе. ДОНАТЕЛЛО (Donatello) (настоящее имя Донато ди Никколо ди Бетто Барди) (около 1386 1466), итальянский скульптор флорентийской школы Раннего Возрождения. Осмысливая опыт античного искусства,… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Донателло — (Donatello), настоящее имя Донато ди Никколо ди Бетто Барди (Donato di Niccoló di Betto Bardi) (около 1386  1466), итальянский скульптор флорентийской школы, один из основоположников искусства Раннего Возрождения. Развивал демократические… …   Энциклопедический словарь

  • Донателло — (Donatello), наст. имя мастера Донато ди Никколо ди Бетто Барди (Donate di Niccolo di Betto Bardi) 1383/1386, Флоренция 1466, Флоренция. Итальянский скульптор, один из выдающихся мастеров итальянского Раннего Возрождения. Первые упоминания о… …   Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

  • Донателло — У этого термина существуют и другие значения, см. Донателло (значения). Донателло Donatello …   Википедия

  • Донателло — (Donatello; собственно Донато ди Никколо ди Бетто Барди, Donate di Niccolo di Betto Bardi)         (около 1386, Флоренция, 13.12.1466, там же), итальянский скульптор. Один из основоположников скульптуры Возрождения в Италии. В 1404 07 работал в… …   Большая советская энциклопедия

  • ДОНАТЕЛЛО — (Donatello) (ок. 1386 1466), флорентийский скульптор; его полное имя Донато ди Никколо ди Бетто Барди (Donato di Niccol di Betto Bardi). Вместе с архитектором Брунеллески и живописцем Мазаччо Донателло считается одним из основоположников… …   Энциклопедия Кольера

  • ДОНАТЕЛЛО — Ап. Иоанн Богослов. 1408 1415 гг. (Музей кафедрального собора, Флоренция) Ап. Иоанн Богослов. 1408 1415 гг. (Музей кафедрального собора, Флоренция) [полное имя Донато ди Никколо ди Бетто Барди; итал. Donato di Niccolò di Betto Bardi] (ок. 1386,… …   Православная энциклопедия

  • Донателло — (собств. Донато ди Никколо ди Бетто Барди) (ок 1386 1466) ит. скульптор, представитель Раннего Возрождения. Родился во Флоренции в семье чесальщика шерсти. Между 1404 и 1407 г. работал помощником в мастерской Гиберти, в 1406 г. получил первый… …   Средневековый мир в терминах, именах и названиях

  • Донателло — (Donatello, собственно Донато ди Никколо ди Бетто Барди, D. di Betto Bardi) один из самых замечательных итальянск. скульпторов эпохи возрождения, род. со Флоренции или близ нее, между 1382 и 1387 гг., учился в мастерской живописца и скульптора… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Книги

Другие книги по запросу «Донателло» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»