Декорация

Декорация
Декорация - в широком значении слова, всякое художественное украшениепредмета или помещения. Отсюда глагол: декорировать - производитьхудожественное украшение, и прилагательное декоративный, применяемое, наязыке архитектуры, в противоположность к термину "конструктивный", ковсему тому, что не составляет необходимого элемента в сооружении, необусловливается требованиями механики и практическими целями, но служитединственно к приданию постройке изящнейшего вида. Д. здания должнасоответствовать его характеру и стилю, не нарушать его основных форм, а,напротив того, выказывать их с возможно большею ясностью и красотою.Различают два рода Д.: "активную, чисто-архитектоническую, состоящую визящном расчислении необходимых частей сооружения и к которой относятся,напр., карнизы, консоли, тяги, лопатки и т. п., и пассивную,чисто-орнаментальную, прибегающую для оживления и уразноображения стен,потолков и пр. к пособию пластики и живописи. С древних времен важноезначение получила декоративная живопись, составляющая особую отрасльискусства, в истории которого ее развитие следовало за движениемстанковой живописи, живописи картин. К ней относят иногда такие жепроизведения, какие доставляет эта последняя, если только они исполненына стенах и плафонах здания преимущественно с орнаментальною целью(стенная и плафонная живопись, фрески); но, главным образом, элемент еесоставляют орнаменты в строгом смысле слова, т. е. красивые комбинациигеометрических линий и фигур, а также форм растительного и животногоцарства, офантазированных или неизмененных (напр. роспись стен в домахПомпеи, мавританские арабески Альгамбры, гротески Рафаэлевых лож вВатикане и т. п.). Мотивы декорат. живописи изменялись в зависимости отисторического хода культуры и искусства у разных народов, от вкуса иархитектурного стиля, господствовавших в данное время. У французов вошлонедавно в употребление название: декоративное искусство (l'artdecoratif), для разных отраслей ремесленных производств, нуждающихся впомощи искусства, каковы изготовление изящной мебели, ковров, кружев,стеклянных и гончарных изделий, ювелирных вещей, бронзы, обоев и другихпредметов роскоши и комфорта, - словом, для всего того, что у немцевпринято называть Kleinkunste или Kunstgewerbe, а у нас - прикладнымискусством или художественною промышленностью. Слово Д. всего чаще употребляется для обозначения принадлежностейтеатра, имеющих своим назначением производить иллюзию места, в которомпроисходит действие, разыгрываемое на сцене. Поэтому театральные Д.представляют, по большей части, либо пейзажи, либо перспективные видыулиц, площадей и внутренности зданий. Они пишутся клеевыми красками нахолсте, сшитом из полотнищ и затем загрунтованном клеем с белилами.Главные составные части каждой театральной Д. - завеса и кулисы. Перваявешается в глубине сцены, простираясь во всю ее ширину и изображает всето, что в воспроизводимом пейзаже или перспективе находится на дальнемплане; кулисы же суть куски полотна более узкие, в сравнении с завесой,натянутые на деревянный переплет и вырезанные с одного края надлежащимобразом; они помещаются по бокам сцены, в два, три и несколько рядов,одна за другой и представляют более близкие предметы, напр. деревья,скалы, дома, пилястры и другие части сцены. Дополнением Д. служатподдуги - куски полотна, протянутые вверху чрез всю сцену и изображающиекуски неба, верхние ветви деревьев, потолочные своды и т. п., а такжепратикабли - различные замаскированные расписанным полотном деревянныеподмостки и примостки, помещаемые на сцене и представляющие, напр.,камни, мосты, отроги скал, висячие галереи, лестницы и т. д. Художник,занимающийся исполнением театральных декораций и называемый декоратором,должен обладать, сверх подготовки, необходимой для живописца вообще,некоторыми специальными познаниями: ему необходимо в совершенстве знатьправила линейной и воздушной перспективы, усвоить себе весьма широкийприем письма, уметь приспособлять свой колорит к огненному освещению,при котором обыкновенно происходят сценические представления, и вообщерассчитывать на то, чтобы в результате его труда получалась живописнаяобстановка разыгрываемой пьесы, не только не вредящая ей своею излишнеюпростотою или вычурностью, но способствующая силе и цельностивпечатления, производимого ею на зрителя. Сочинив эскизный рисунок Д.,декоратор изготовляет для нее так назыв. макет, т. е. миниатюрноеподобие сцены, с картонными завесой, кулисами и прочимипринадлежностями, дабы по этой модели можно было заранее судить обэффекте будущего произведения. Приступая после того к исполнению самойдекорации, он натягивает холст завесы в горизонтальном положении на полусвоей мастерской, переводит на него (углем, или особого рода чернилами)рисунок эскиза в увеличенном виде помощью разбития его на квадраты и,наконец, принимается за письмо красками. Точно также поступает он и приисполнении кулис и прочих частей Д. Палитру заменяет ему ящик с банкамиразличных, разведенных на клею, красок; для письма служат более илименее крупные, сделанные из щетины кисти с длинными рукоятками. Во времяработы он то и дело прерывает ее, чтобы подняться на галерею, устроеннуюв мастерской на некоторой высоте от пола, и взглянуть оттуда нанаписанное. Трудится он обыкновенно не один, а вместе со своимиучениками и помощниками, которым поручает подготовку и второстепенныечасти работы. Сценические представления обставлялись Д-ми еще у древнихгреков (сценография). Как на одного из старейших декораторов, известныхв истории, можно указать на Агафарха, жившего приблизительно в 460 - 420гг. до Р. Хр. В новейшие времена декорационная живопись развилась преждевсего в Италии, которая доставляла лучших мастеров по этой части идругим странам. Из итaлиaнcк. декораторов, в XVIII ст., особеннопрославился Дж. Сервандони, работавший для королевской оперы в Париже.Потом первенство в рассматриваемой области перешло к французам. Срединих, в конце прошедшего столетия, выказал замечательное дарованиетеатральный живописец Боке; знаменитые Ватто и Буше не гнушалисьотрываться от исполнения своих картин для того, чтобы писать для сцены.Затем, между французскими декораторами более близкого к нам времени,пользовались громкою известностью Деготти, Сисери, ученики последнегоСешан, Деплешен, Фешер и Камбон, Шаперон, Тьерри, Рюбе, и Шере.Выдающимися декораторами в Германии были Шинкель, К. Гропиус,онемечившиеся итальянцы Квальо (Доменико, его брат Симон и сын Анджело)и И. Гофман. В России потребностям императ. театров удовлетворяливначале приезжие декораторы-италианцы - А. Перезинноти, Кваренги,Канопи, Гонзага, а потом, в царствование имп. Николая I, немецкиехудожники А. Роллер, К. Вагнер и др.; только в последние десятилетиядекорационная живопись вступила у нас на путь самостоятельности,благодаря таким даровитым мастерам, как М. И. Бочаров и М. А. Шишков, иучреждению при нашей акд. худож. особого класса для изучения этойотрасли искусства. А. С-в.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "Декорация" в других словарях:

  • декорация — и, ж. décoration f. 1. архит. Архитектурное, скульптурное, живописное и пр. украшение здания. Сл. 18. <мастеру> наблюдат же и рисунка, или профиля, данного от архитектора, чтоб не утратить ни малой пропорции, ибо в том есть лутчайшая зданию …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • ДЕКОРАЦИЯ — (сред. век. лат., от лат. decor украшение). Изображения и картины, написанные особым образом и ставящиеся на театральной сцене для того, чтоб придать ей вид того места, где должно происходить действие. Словарь иностранных слов, вошедших в состав… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Декорация — (от фр. decoratio  украшение)  в широком значении слова  всякое художественное украшение предмета или помещения. Отсюда глагол: декорировать  производить художественное украшение, и прилагательное декоративный,… …   Википедия

  • декорация — См …   Словарь синонимов

  • ДЕКОРАЦИЯ — (от позднелатинского decoratio украшение), оформление сцены, киносъемочной площадки или павильона, создающее зрительный образ спектакля, фильма, с помощью живописи, графики, архитектуры, освещения, сценической техники, проекции, кино и др.… …   Современная энциклопедия

  • ДЕКОРАЦИЯ — (от позднелат. decoratio украшение) оформление сцены, павильона, съемочной площадки, создающее зрительный образ спектакля, фильма …   Большой Энциклопедический словарь

  • ДЕКОРАЦИЯ — ДЕКОРАЦИЯ, декорации, жен. (франц. decoration, букв. украшение). 1. Живописное или архитектурное изображение места и обстановки театрального действия, устанавливаемое на сцене (театр.). 2. перен., только ед. Что нибудь показное, внешне… …   Толковый словарь Ушакова

  • ДЕКОРАЦИЯ — ДЕКОРАЦИЯ, и, жен. Устанавливаемое на сцене, съёмочной площадке живописное, объёмное или архитектурное изображение места и обстановки сценического действия. | прил. декорационный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949… …   Толковый словарь Ожегова

  • ДЕКОРАЦИЯ — жен., лат. украшения, украсы, обстановка; на театре: вид, местность представления Декорационный, к декорациям относящийся. Декоратор муж. художник, пишущий декорации, виды издали, украшения, убранства, обстановку. Толковый словарь Даля. В.И. Даль …   Толковый словарь Даля

  • ДЕКОРАЦИЯ — витрин. Жарг. бизн. Умышленное увеличение размера прибылей в балансе, чтобы скрыть плохое финансовое состояние предприятия. БС, 44 …   Большой словарь русских поговорок


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»