Воля это:

Воля
Воля. - На всякое живое существо известные предметы действуютпривлекательным, другие отталкивающим образом: первых оно хочет истремится к ним, вторых не хочет и удаляется. Но для того, чтобы хотетьили не хотеть именно этого предмета, хотящее существо, очевидно, должноразличать его от других, так или иначе воспринимать его. Всякое волевоеотношение непременно связано с некоторым познавательным. Ignoti nullacupido. Поэтому спор о первенстве воли над умом или наоборот,разделявший некогда томистов и скотистов, а ныне возобновленныйШопенгауером, лишен реального основания. Хотение или воля в широкомсмысле имеет различные степени соответственно степеням развитияпознавательной сферы. Существа, для которых познание останавливается насмутных ощущениях, - которые воспринимают лишь наличность окружающихчувственных явлений (как это бывает у низших животных, а также,вероятно, и у растений), - имеют и волю лишь в виде непосредственногобезотчетного влечения или стремления, возбуждаемого данной реальностью.Там, где познание, кроме ощутительных впечатлений от наличнойфеномальной действительности содержит в себе воспоминание прошедших,пережитых, состояний и представления предметов отсутствующих, там иволевое отношение возвышается над простым чувственным влечением илистремлением и переходит в более идеальное состояние, называемоежеланием. Ближайший, непосредственный предмет желания, как такового,есть не реальное, а идеальное явление, не чувственно-воспринимаемое, аумопредставляемое. Желается то, чего нет в действительности, чтомыслится. У птиц и других высших животных самцы и самки тоскуют вразлуке друг с другом; собака тоскует по умершем, или уехавшем хозяине:она его желает, и это желание, относясь к отсутствующему, предполагает уживотного определенное умственное представление, которое собственно иесть прямой объект желания и вытекающих из него действий (собака ищетневидимого ею, но умопредставляемого хозяина, отправляется на его могилуи т.п.). Наконец, у человека, мыслящего не только в индивидуальныхпредставлениях, но и в универсальных понятиях, и волевое отношение можетопределяться этими понятиями, как общими и постоянными правилами ипринципами действия. Если уже в мире животном мотивы чувственноговлечения подчиняются высшим мотивам желания (так тоскующая собакаотказывается от пищи; сюда же относятся более обыкновенные случаи, когдато или другое чувственное влечение побеждается страхомумопредставляемого наказания - мотив высший, если не в этическом, то впсихологическом смысле), - то человек может подчинять не толькочувственные влечения, но и все свои желания высшей нравственной идее,может из многих предстоящих действий выбирать то, которое соответствуетпринятому или решенному принципу деятельности. Способность к такомувыбору и принципиальному решению есть бесспорный психологический факт,но с этим фактом связан самый трудный и сложный метафизический вопрос освободе воли. Спрашивается: в каждом данном случае зависит ли выбородного мотива воли предпочтительно перед другими от того, что именноэтот мотив оказывается при данных условиях наиболее сильным илидействительным для данного субъекта с его данным, унаследованным ивоспитанным характером, или же выбор может зависеть окончательно отособого, простого и внезапного ничем с необходимостью не обусловленногорешения самого субъекта? Такова простейшая постановка этого вопроса. Хотение и познание, воля и ум, отвлеченно противополагаемые другдругу; в действительности неразрывно между собой связаны. Если, как былосказано, воля невозможна без познания, то и это последнее невозможно безволи. Чтобы познать или понять какой-нибудь предмет или отношение,необходимо прежде всего на нем остановить свою мысль, выделить егоумственно изо всей совокупности предметов и отношений. Такая остановка ивыделение есть волевой акт, называемый произвольным вниманием. Нонеобходимость волевого элемента в происхождении (генезисе) познаниянисколько не сообщает субъективно произвольного характера результатампознавательного процесса. Участие воли в создании истинной науки состоитне в том, что мы познаем только то, чего нам хочется, а в том, что мыхотим познавать те или другие существенные стороны действительныхпредметов. Вл. Соловьев.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Синонимы:

Антонимы:

Смотреть что такое "Воля" в других словарях:

  • воля — Воля …   Словарь синонимов русского языка

  • ВОЛЯ — (лат. voluntas, англ. will, ит. volonta, нем. Wille, фр. volonte) специфическая способность или сила, не вполне тождественная разуму или отличная от него. В истории европейской философии понятие В. имело два основных значения: 1) способность… …   Философская энциклопедия

  • ВОЛЯ — жен. данный человеку произвол действия; свобода, простор в поступках; отсутствие неволи, насилования, принуждения. Творческая деятельность разума, Хомяков. Всякому своя воля. Своя воля, своя и доля. Своя воля (своеволье) царя боле. У человека… …   Толковый словарь Даля

  • ВОЛЯ —     ВОЛЯ (лат. voluntas, греч. βούλησις, θέλησις), специфическая способность или сила. В истории античной философии была влиятельна т. н. классическая рационалистическая традиция, согласно которой воля понимается как способность разума к… …   Античная философия

  • воля — (1) 1. Жизнь по своему обычаю, укладу, без насилия: Уже снесеся хула на хвалу; уже тресну нужда на волю; уже връжеса дивь на землю. 25. Съ мученыими Христа ради хотя ликъствовати, прѣда же тѣло свое на наготу, волю на попьрание... Изб. Св. 1076 г …   Словарь-справочник "Слово о полку Игореве"

  • воля — свойство человеческой психики, проявляющееся в активной самодетерминации и саморегуляции им своей деятельности и поведения вопреки внешним и внутренним препятствиям, влияниям и воздействиям. Понятие В. было введено в античный период для… …   Большая психологическая энциклопедия

  • воля — Желание, требование; свобода, вольность, приволье, раздолье. Свобода воли. Последняя воля. Ср. . См. желание, свобода .. выпускать на волю, давать волю, давать полную волю, железная воля, отдавать на чью л. волю, передавать на чью л. волю, по… …   Словарь синонимов

  • воля — ВОЛЯ, воли, мн. нет, жен. 1. Одна из основных психических способностей, выражающаяся в действиях и поступках (науч. филос.). Деятельность воли зависит от внешних условий. Свобода воли. 2. без доп. или к чему. Сознательное стремление к… …   Толковый словарь Ушакова

  • "Воля" — «ВОЛЯ», одно из фольклорных произв. раннего Л. (1831), в к ром широко использованы олицетворения метафорич. параллели («мать степь широкая», «братья березы да сосны»), свойственные поэтике «удалых» песен. Персонифицированный образ воли, хорошо… …   Лермонтовская энциклопедия

  • Воля —  Воля  ♦ Volonté    Способность желать; потенциальное действие или потенция в действии. Не следует путать волю с хотением, хотя оба понятия очень близки. Хотеть можно много противоречивых вещей одновременно (например, бросить курить и закурить),… …   Философский словарь Спонвиля

  • Воля — и, жен. Нов.Производные: Волька; Волюша; Волюка.Происхождение: (Употребление нариц. сущ. воля в качестве личного имени.) Словарь личных имён. Воля и, ж. Нов. Производные: Волька; Волюша; Волюка. [Употребление нариц. сущ. воля в качестве личного… …   Словарь личных имен

Книги

Другие книги по запросу «Воля» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»