- Вино
- Вино, подобно другим хмельным напиткам, вызвало у всех народовмножество разнообразных сказаний, касающихся особенно его происхождения.Уже в древнейшую эпоху жизни индоевропейских народов хмельные напиткибыли известны, и особенно ценился опьяняющий напиток сома, которыйсчитался самым священным и благородным даром неба; в честь сомысочинялись и пелись гимны, записанные в ведах и авесте, а человекупившийся этим напитком считался прорицателем: бог говорил его устами. Угреков мы уже встречаем различные взгляды на вино: спартанцы гнушаютсяего; другие хотя и презрительно смотрят на пьянство, тем не менее ценятэтот вакховый подарок, и устраивают от времени до времени в честь еговакханалии. Тогда же являются сказания о происхождении растения, котороедает вино. По этим сказаниям Вакх, нашедший маленькую виноградную лозу,хотел ее пересадить, для чего вложил ее в птичью кость; но на дорогерастение стало так быстро расти, что надо было искать другоговместилища: тогда Дионис посадил его в львиную и потом в ослиную кость.Прибыв в Наксос, он посадил лозу в землю вместе с этими тремя костями, ипотому люди пьющие вино сперва поют как птички, потом становятся львамии наконец обращаются в ослов. В связи с греческим преданием находитсядругое, более древнее талмудическое предание о том, что, когда Ной сажалвиноградную лозу, Дьявол полил ее кровью овцы, льва, обезьяны и свиньи,вследствие чего вино производить соответственные последствия. В словеМефодия Патарского говорится, что Дьявол научил жену Ноя делать хмельнойнапиток; с гораздо большими подробностями рассказывается в повести"Отчего уставися винное питие", как черт научил мужика делать водку, икак последний разбогател вследствие этого. Нечто подобное повторяется водной белорусской (Боричевский, "Народные славянские рассказы", 167) и вмалорусской (Драгоманов, "Малорусские народные предания и рассказы", 17)сказке, где вино тоже является дьявольским изобретением. Как известноЛев Толстой обработал это сказание в одной из новейших сказок своих.Богомилы учили "яко вино и жена от Диавола естаа" и доказывали, что издесь виновен главным образом Сатанаил, и таким образом создалисьлегенды о происхождении виноградной лозы. И. Л.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.