Василий это:

Василий
Василий Иоаннович (1505 - 1533). Спор о престолонаследии, которыйвозник в конце великокняжения Иоанна III и в котором Бояре, из ненавистик супруге Иоанна III и матери В. I., Софии Фоминишне Палеолог, держалисторону Димитрия Иоанновича, отразился на всем времени великокняжения В.I. Он правил посредством дьяков и людей, не выдававшихся знатностью идревностью рода. При таком порядке он находил сильную опору ввлиятельном Волоколамском монастыре, монахи которого называлисьиосифлянами, по имени Иосифа Волоцкого, основателя этого монастыря,большого приверженца Софии Фоминишны, в которой он находил опору вборьбе с ересью жидовствующих. К старинным и знатным боярским родам В.относился холодно и недоверчиво, с боярами советовался только для виду,и то редко. Самым близким человеком к В. и его советником был дворецкийШигона-Поджогин, из тверских бояр, с которым он решал дела, запершисьвдвоем. Кроме Шигоны-Поджогина советниками В. были человек пять дьяков;они же были и исполнителями его воли. С дьяками и с незнатными своимиприближенными В. обращался грубо и жестоко. Дьяка Далматова за отказехать в посольство В. I. лишил имения и сослал в заточение; когдаБерсеньБеклемишев, из нижегородских бояр, позволил себе противоречить B.I., последний прогнал его, сказав; "Ступай, смерд, прочь, не надобен тымне". Вздумал этот Берсень жаловаться на в. князя и на перемены,которые, по мнению Берсеня, произвела мать в. князя - и ему отрезалиязык. В. I. действовал самовластно, вследствие личного характера,холодно-жестокого, и крайне расчетливого. Относительно старогомосковского боярства и знатных родов от племени св. Владимира и Гедиминаон был крайне сдержан, ни один знатный боярин не был при нем казнен;Бояре и князья, вступившие в ряды московского боярства, то и деловспоминали старину и старинное право дружины отъезда. В. брал с нихзаписи, клятвенные грамоты в Литву на службу не отъезжать; между прочимкнязь В. В. Шуйский дал такую запись: "от своего государя и от его детейиз их земли в Литву, также к его братьям и никуда не отъехать до самойсмерти". Такие же записи дали князья Бельские, Воротынские,Мстиславские. При В. I. только одного князя В. В. Холмского постиглаопала. Дело его неизвестно и только отрывочные факты, дошедшие до нас,бросают на него некоторый слабый свет. При Иоанне III с ВасилияХолмского взята была клятвенная грамота не отъезжать в Литву на службу.Это не помешало ему при В. занять первое место в ряду бояр и жениться насестре в. князя. За что постигает его опала - неизвестно; но занятие егоместа князем Данилой Васильевичем Щеня-Патрикеевым и нередкая смена наэтом месте княжат от племени св. Владимира княжатами из роду Гедимина,дают повод думать о разладе в среде самого боярства, К отношениям В. I.к знатному боярству вполне приложимы слова проф. Ключевского, что в.князь в полковых росписях не мог назначить верного Хабара Симскоговместо неблагонадежного Горбатого-Шуйского ("Боярская Дума", стр. 261),т.е. не мог столкнуть с первых рядов известные фамилии и должен былподчиняться порядку, с которым вступил в борьбу его сын. Кродственникам, при малейшем столкновении, он относился с обычнойсуровостью и беспощадностью московских князей, на которую так жаловалсяпротивник сына В., князь Андрей Курбский, называя "издавнакровопийственным" род Калиты. Соперник В. в престолонаследии, егоплемянник Димитрий Иоаннович, умер в заключении, в нужде. Братья В.ненавидели людей, окружавших В., следовательно и установившийся порядок- а между тем, по бездетности В., эти братья должны были емунаследовать, именно брат его Юрий. Близкие к Василию люди должны былиопасаться при Юрии потери не только влияния, но даже жизни. Поэтому, онис радостью встретили намерение Василия развестись с бесплодною супругою,Соломонией из рода Сабуровых. Может быть, этими близкими людьми внушенабыла и самая мысль о разводе. Митрополит Варлаам, не одобрявший мысли оразводе, был удален и замещен игуменом Волоколамского монастыряДаниилом. Иосифлянин Даниил, человек еще молодой и решительный, одобрилнамерение В. Но против развода восстал инок Вассиан Косой Патрикеев,который и под монашеской рясой сохранил все страсти боярства; к немупристал инок Максим, ученый грек, человек совершенно чуждый расчетаммосковской политики, вызванный в Poccию для исправления церковных книг.И Вассиан и Максим оба сосланы были в заточение; первый умер при В., авторой пережил и В., и митрополита. При В. присоединены к Москве последние удельные княжества и вечевойгород Псков. С 1508 по 1509 г. наместником во Пскове был князьРепня-Оболенский, которого псковичи недружелюбно встретили с самого егоприезда, потому что он прибыл к ним не по обычаю, не будучи прошен иобъявлен; духовенство не выходило к нему на встречу с крестным ходом,как всегда делалось. В 1509 г. вел. князь поехал в Новгород, кудаРепня-Оболенский прислал жалобу на псковичей, а вслед за тем явились кВ. псковские Бояре и посадники, с жалобами на самого наместника. В.князь отпустил жалобщиков и послал в Псков доверенных людей разобратьдело и помирить псковичей с. наместником; но примирения не последовало.Тогда великий князь вызвал посадников и бояр в Новгород; однако невыслушал их, а велел всем жалобщикам собраться в Новгород, к Крещенью,чтобы всех рассудить разом. Когда жалобщиков собралось весьмазначительное число, то им сказали: "Пойманы Вы Богом и великим князем В.I. всея Руси". Вел. князь обещал им оказать милость, если они снимутвечевой колокол, чтобы вечу впредь не быть, а во Пскове и пригородахправить только наместникам. Дьяк Третьяк-Далматов послан был во Псков,чтобы передать псковичам волю вел. князя. 19 января 1510 сняли вечевой колокол у св. Троицы. 24 января во Псковприехал В. Бояре, посадники и жилые люди, триста семей, высланы вМоскву, а во Пскове введены московские порядки. В. домогался избрания вв. князья литовские. Когда в 1506 г. умер его зять Александр, то В.писал к сестре своей Елене, вдове Александра, чтобы она уговорила пановвыбрать его в в. князья, обещая не стеснять католической веры; о том жеон наказывал через послов князю Войтеху, епископу виленскому, пануНиколаю Радзивилу и всей раде; но Александр уже назначил себе преемника,брата своего Сигизмунда. Не получив литовского престола, В. задумалвоспользоваться смутой, которая по смерти Александра возникла междулитовскими панами. Виновником этой смуты был князь Михаил Глинский,потомок татарского мурзы, выехавшего в Литву при Витовте. МихаилГлинский, любимец Александра, был человек образованный, многопутешествовавший по Европе, отличный полководец, особенно прославившийсяпобедою над крымским ханом; при образовании и военной славе емупридавало значение и его богатство, ибо он был богаче всех литовскихпанов - почти половина Литовского княжества принадлежала ему. Князьпользовался громадным влиянием среди русского населения великогокняжества, а потому литовские паны боялись, что он овладеет престолом иперенесет столицу в Русь. Сигизмунд имел неосторожность оскорбить этогосильного человека, чем и воспользовался В., предложив Глинскому перейтик нему на службу. Переход Глинского к московскому великому князю вызвалвойну с Литвою. Сначала эта война ознаменовалась большой удачей. 1августа 1514 г. В., при содействии Глинского, взял Смоленск, но 8сентября того же года московские полки были разбиты князем Острожскимпри Орше. После поражения при Орше война, тянувшаяся до 1522 г., непредставляла ничего замечательного. При посредстве императ. МаксимилианаI, мирные переговоры начались еще в 1517 г. Представителем императорабыл барон Герберштейн, оставивший записки о Московском государстве -лучшее из иностранных сочинений о России. При всем дипломатическомискусстве Герберштейна переговоры были вскоре прерваны, ибо Сигизмундтребовал возвращения Смоленска; а В. с своей стороны настаивал, чтобы нетолько Смоленск остался за Россией, но чтобы возвращены были РоссииКиев, Витебск, Полоцк и др. города, принадлежавшие князьям от племенисв. Владимира. При таких притязаниях противников только в 1522 г.заключено было перемирие. Смоленск остался за Москвою. Перемирие этоподтверждено в 1526 г., при посредстве того же Герберштейна, вторичноприехавшего в Москву послом от Карла V. В продолжение войны с Литвою В.покончил с последними уделами: Рязанью и Северскими княжествами.Рязанский князь Иван, говорили в Москве, задумал возвратитьсамостоятельность своему княжеству при помощи крымского хана МахметГирея, на дочери которого он намерен был жениться. В. позвал князя Иванав Москву, где засадил под стражу, а мать его, Агриппину, заключил вмонастырь. Рязань была присоединена к Москве; рязанцев же целыми толпамипереселили в московские волости. В Северской земле было два князя:Василий Иванович, внук Шемяки, князь новгород-северский, и ВасилийСеменович, князь стародубский, внук Ивана Можайского. Оба эти князяпостоянно доносили друг на друга; В. допустил Шемячича изгнатьстародубского князя из его владения, которое присоединено было к Москве,а через несколько лет заключил и Шемячича под стражу, удел же его в 1523г. также присоединен был к Москве. Еще ранее присоединен был Волоцкойудел, где последний князь, Феодор Борисович, умер бездетным. Во времяборьбы с Литвою В. просил помощи у Альбрехта, курфюрстабранденбургского, и у великого магистра Немецкого ордена. Сигизмунд, всвою очередь, искал союза с Махмет-Гиреем, ханом крымским. Гиреи,преемники знаменитого Менгли-Гирея, союзника Иоанна III, стремилисьсоединить все татарские царства под властью их рода; поэтому крымскийхан Махмет-Гирей становился естественным союзником Литвы. В 1618 г. умербездетным казанский царь Магмет-Амин, московский подручник, и в Казанивозник вопрос о престолонаследии. В. посадил сюда на царство Шиг-Алея,внука Ахмета, последнего хана Золотой орды, родового врага Гиреев.Шиг-Алея возненавидели в Казани за его тиранство, чем и воспользовалсяСаиб-Гирей, брат Махмут-Гирея, и захватил Казань. Шиг-Алей бежал вМоскву. После этого Саиб-Гирей бросился опустошать Нижегородскую иВладимирскую области, а Махмут-Гирей напал на южные пределы Московскогогосударства. Он дошел до самой Москвы, откуда В. удалился в Волоколамск.Хан взял с Москвы письменное обязательство платить ему дань и поворотилк Рязани, Здесь он потребовал, чтобы воевода явился к нему, потому чтов. князь теперь данник хана; но воевода Хабар-Симский потребовалдоказательства, что в. князь обязался платить дань. Хан прислал даннуюему под Москвою грамоту; тогда Хабар, удержав ее, разогнал татарпушечными выстрелами. Саиб-Гирей вскоре был изгнан из Казани, где,вследствие борьбы партий крымской и московской, происходили постоянныесмуты; и В. назначил туда ханом Еналея, брата Шиг-Алея. В такомположении В. оставил дела в Казани. Власть отца Грозного была велика; ноон не был еще самодержцем в позднейшем смысле. В эпоху, предшествовавшуюи следовавшую за опадением татарского ига, слово: самодержавие,противополагалось не конституционному порядку, а вассальству: самодержецозначал владыку самостоятельного, независимого от других владык.Исторический смысл слова: самодержавие выяснен Костомаровым иКлючевским. Е. Былов.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Синонимы:

Смотреть что такое "Василий" в других словарях:

  • Василий — я, муж.; прост. к Василей, я.Отч.: Васильевич, Васильевна; разг. Васильич.Производные: Васильюшка; Василька; Василёк; Василько; Вася; Васёна (Васёня); Васюня; Васюра; Сюра; Васюта; Сюта; Васюха; Васюша; Васяй; Васяк(а); Вака; Васяня (Васяна);… …   Словарь личных имен

  • Василий — Блаженный юродивый московский; умер в 1552 г. Памятьпразднуется 2 авг. Мощи находятся в московском Покровском соборе,называемом в народе Василием Блаженным. Василий Блаженный родился в 1469г., в московском подгородном селе Елохове. Родители его,… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Василий — Васильевич Тёмный (1425 1462), Княжение сына В. Д.показало, что сила, значение и направление политики Москвы не зависелиот личности князя. В. В. был человек характера слабого и злого, никогдане обнаруживал ни политических, ни военных талантов,… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Василий — Великий, вместе с братом своим св. Григорием Нисским и своимдругом св. Григорием Назианзином (Богословом), был представителемКаппадокийской школы православного богословия, занимавшей среднее,примирительное положение между школами Антиохийской и… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • василий — ВАСИЛИЙ, я, м.. 1. То же, что ВАСЯ, 1., 2. 2. (или василий алибабаевич). Мужской половой орган. Василий Алибабаевич имя одного из героев популярного фильма «Джентльмены удачи» …   Словарь русского арго

  • василий — царь; Василей; Васильюшка, Василька, Василёк, Василько, Вася, Васёна, Васюня, Васюра, Сюра, Васюта, Сюта, Васюха, Васюша, Васяй, Васяня, Васята, Васяха, Васяша Словарь русских синонимов. василий сущ., кол во синонимов: 2 • вася (3) • …   Словарь синонимов

  • ВАСИЛИЙ — I (1371 1425) великий князь московский с 1389. Сын Дмитрия Донского. Присоединил к Московскому Великому княжеству Нижний Новгород, Муром, Вологду и земли коми. Боролся с Великим княжеством Литовским и Золотой Ордой …   Большой Энциклопедический словарь

  • ВАСИЛИЙ — (гр. basileus царь). Мужское имя. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Василий — Дмитриевич вел. кн. владимирский и московский (1389 1425). Хотя В. Д., сын Димитрия Донского, и возведен был навеликокняжеский престол послом хана, но, с его княжения, великоекняжество сделалось окончательно достоянием московских князей.… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • ВАСИЛИЙ — Алибабаевич. Жарг. мол. Мужской половой орган. Елистратов 1994, 60 …   Большой словарь русских поговорок

Книги

Другие книги по запросу «Василий» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»