Боэтий это:

Боэтий
Боэтий (Аниций Манлий Торкват Северин) - римский государственныйчеловек и философ, род. около 470 - 75 по P. X. в Риме, где семействоАнициев пользовалось большим уважением; учился в Афинах, рано достигвысших государственных должностей, был в 508 или 510 консулом и приобрелполное доверие остготского короля Теодориха. Но за защиту обвиненного вгосударственной измене сенатора Альбина навлек на себя подозрениекороля, был им приговорен к смерти, ввергнут в темницу в Павии и казненвместе с своим тестем сенатором Симмахом (525) - Один из последнихнеоплатоников, Б. своими переводами, переделками и толкованиямилогических сочинений Аристотеля оказал громадное влияние на всеумственное развитие средних веков и более чем кто-либо способствовалзнакомству с греческой философией, пока на смену не явились мавры иевреи, познакомившие Европу с другими сочинениями великого философа. Егоучебники по логике("De syllogismo categorico", "De syllogismohypothetico", "De definitione", "De diiferentiis topicis") легли воснову преподавания этого предмета в средневековых школах, так что Б. посправедливости может быть назван отцом средневековой философии или такназываемой схоластики. Он перевел и переделал также математическиесочинения Никомаха, Архимеда, Эвклида и Птоломея и написал пять книг омузыке ("De musica"). Но ни одно из его произведений не имело такогоблагодетельного влияния на средневековое человечество, как сочинение о"Философском утешении" ("De consolatione philosophiae"), написанное им втемнице перед казнью. Эта книга в течение многих столетий была лучшим илюбимейшим чтением после Библии. Она написана в виде диалога междузаключенным в темнице Б. и философией, частью стихами, частью чистой,благородной прозой, и по своему содержанию довольно тесно примыкает кантичным образцам. В ней нет и следов христианского элемента и речь идеттолько о том утешении, какое может доставить человеку научная философия,независимо от религии. Говоря о переменчивости земного счастья и оединственном вечном и прочном благе, доставляемом человекудобродетельной жизнью, он высказывает мысль, что злой человек всегданесчастлив, что зло само по себе уже есть наказание, а добродетель -благо, и старается доказать, что счастье и награда добродетелизаключаются в ней самой. Все эти мысли изложены просто, задушевно, безвсякой искусственности и риторических прикрас, и потому понятно. какуспокоительно они должны были действовать на лучшие и благороднейшие умыв мрачный период средних веков. То обстоятельство, что в своем"утешении" Б. не приводит ни одной мысли из Библии, не ставит в примеристинной твердости ни Иисуса Христа, ни кого бы то ни было изхристианских мучеников, заставило многих сомневаться в том, чтоприписываемые Б. христианскотеологические сочинения (напечатаны виздании "Consolatio" Пейнера, Лейпц., 1871) действительно принадлежалиему (см. в особенности Нич, "Das System des В. und die ihmzugeschriebenen theologischen Schriften"), хотя найденные недавноотрывки из Кассиодора подтвердили их подлинность. "Consolatiophilosophiae" перепечатывалась много раз. Кроме самого древнего издания(Нюренб., 1473), существуют издания Bepтиyca (Лейд., 1622), Пультуса(Падуя, 1721и 1744), Гельфрехта (Гоф., 1797), Фрейтага (Рига, 1794, спримечаниями и немецким переводом), Оббариуса (Иена, 1845) и упомянутоеуже издание Пейпера (1871). Кроме того, имеются англо-саксонскийперевод, приписываемый Альфреду В. (лучшее изд. Фома, Лонд., 1864) иперевод на древ. верхненемецк. наречие начала XI ст. (изд. Граффом,Берл., 1833 и Гаттемером в "Denkmаler des Mittelalters", т. 3). Изновейших немецк. переводов надо упомянуть, кроме Фрейтага, переводыВортберга(Грейфсв., 1826) и Вейнгэртнера (Лейпц., 1827), русск. пер.иеромон. Феофилакта: "Утешение философское"(Спб., 1794). Собраниясочинений Боэтия появились в Венеции 1491 - 92, 2 т.; Базеле 1546 - 47,1570; наконец, в "Patrologia" Минье, т. 63 - 64 (Париж, 1847). См.Bergstedt; "De vita et scriptis Boethii"(Упсала 1842); Sutterer, "B. derlezte Romer" (Эйхштедт 1862); Baur, "В. u. Dante"(Лейпц. 1873); Usener,"Anecdoton Holderi"(там же 1877).

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Смотреть что такое "Боэтий" в других словарях:

  • Боэтий — (Аниций Манлий Торкват Северин) римский государственный человек в философ, род. около 470 75 по Р. X. в Риме, где семейство Анициев пользовалось большим уважением; учился в Афинах, рано достиг высших государственных должностей, был в 508 или 510… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Боэтий — Боэций Boetius Имя при рождении: Аниций Манлий Торкват Северин Боэций Дата рождения: 480 …   Википедия

  • Боэтий Аниций Манлий Торкват Северин — Боэций Boetius Имя при рождении: Аниций Манлий Торкват Северин Боэций Дата рождения: 480 …   Википедия

  • Боэтий Аниций Манлий Северин — (род. 480 г., обезглавлен в 525 г.) – известный ученый, сочинения которого пользовались большим уважением во всем христианском мире. Благодаря своим сочинениям по логике, а также переводам сочинений Аристотеля и Порфирия он является… …   Полный православный богословский энциклопедический словарь

  • ШВЕДСКАЯ ФИЛОСОФИЯ — – Наиболее ярким этапом ее развития является краткий период деятельности Декарта в Швеции (1650). В 18 в. стала известной мистика Сведенборга, особенно своей критикой Канта. Одновременно приобрели известное влияние философия Лейбница – Вольфа,… …   Философская энциклопедия

  • БОЭЦИЙ — [лат. Boёthius, Boёtius] Аниций Манлий Торкват Северин (ок. 480, Рим 524 или 526, Кальвенцано, близ г. Тицин (совр. Павия), Италия), св. католич. Церкви (пам. 23 окт.), рим. философ, богослов и гос. деятель. Жизнь Консульский диптих Боэция… …   Православная энциклопедия

  • Исидор Севильский — – еписк., сын карфагенянина Севериана, брат еписк. Фульгенция и Леондра и монахини Флорентины, известен, как плодовитый богословский писатель р. катол. ц. Будучи с 600 г. епископом в митрополии своего брата, в Севилье, обратил ко Христу… …   Полный православный богословский энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»