Богоявление это:

Богоявление
Богоявление (epijaneia, epijania, ta Jeojania) - великий дванадесятыйпраздник, 6-го января, иначе называется праздником Крещения Господня;так как в этот день Церковь воспоминает Крещение Спасителя от Иоанна вИордане (Матф. 3, 13 - 17. Марк 1, 9 - 11. Лук. 3, 21 - 22). Первое женазвание усвояется этому празднику потому, что при крещении Спасителябыло особое явление всех трех лиц Божества: Отец из отверстых небесгласом свидетельствовал о крещаемом Сыне и Св. Дух в виде голубя сошелна Иисуса, подтверждая таким образом Слово Отца. В древности в навечериеэтого праздника, как и в самый день праздника, обыкновенно крестилиоглашенных и поэтому праздник называли праздником светов, праздникомпросвещения. В службе праздника Церковь воспоминает событие КрещенияСпасителя и вместе откровение всех лиц Св. Троицы, как и гласит тропарьКрещения: "Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Тройческое явисяпоклонение.. ". Церковное празднование Богоявления, как праздникавеликого, продолжается двенадцать дней, 2 - 14 января. Ближайший предпраздником воскресный день называется неделею пред Просвещением. Впраздновании Б. есть большое сходство с празднованием Рождества: внавечерие обоих праздников совершаются царские часы, в навечерие того идругого праздника Церковь одинаково держит пост, называемый Сочевник илиСочельник. В навечерие Б. и в самый день Б. бывает великое освящениеводы (в отличие от малого, совершаемого в другие дни): в навечерие вцеркви, и в самый праздник вне церкви, на реках, прудах и колодезях.Этот обряд происходит из глубокой христианской древности; водоосвящениев этот день на древнем русском языке называлось водокрещением.Богоявленская или Крещенская вода издревле считалась великою святынею(агиасма). Ее хранили, как и теперь хранят, в продолжение целого года,ею окропляют вещи, принимают ее с верою в болезни в дают пить тем, ктопо каким бы то ни было причинам не может быть допущен к причащению. С праздником Б. в различные времена в разных церквах соединялисьпредставления о нескольких священных событиях. На Востоке онпраздновался по свидетельству Климента Александрийского, с II века ввоспоминание Крещения Иисуса Христа; к этому событию приурочивали егодаже гностики, последователи Василида, понимая самое событиe, конечно, вдухе своей еретической системы. В смысле воспоминания о Крещении, Б.праздновали в III веке в церкви египетской, палестинской и друг.восточных, 6-го января. Так как день этого праздника сделался днемторжественного крещения оглашенных, то и стали называть его: "Ta fvta,hmera tvn jwtwn, jvta tou Crisou"; потому что этими словами обозначалосьКрещение. С временем Крещения совпадает время вступления Христа наобщественное служение; поэтому с праздником стали соединятьпредставлениe о Мессианстве Христа, засвидетельствованном Отцем и Св.Духом при Крещении. Чудо в Кане Галлилейской было первым откровениемМессии в Чудесах. То и другое представление было соединено с праздником,и название: Епифания стало указывать собственно на Крещение, а Феофания- указывало собственно на Чудо. Далее: 6-ое января в Египте считали днемРождения Христа, и таким образом вместе с явлением Meccии воспоминали ивообще явление Бога во плоти. Из Египта такое представлениераспространилось на Востоке тем удобнее, что до конца IV века не былоопределено время празднования Рождества Христова. Таким образом с однимднем соединялось троякое воспомивание: О вступлении Meccии наобщественное служение, откровение его достоинства в первом Чуде и,наконец, О рождении и вочеловечении. Но названия праздника остались теже и потому многие восточные отцы словами епифания и феофания обозначаюти Рождество Христово. Но на Западе блаж. Иepoним выразительно говорит,что эти слова должны обозначать Крещение, а не Рождение Христа. Можетбыть, не без влияния Запада впоследствии воспоминание Рождения Христа ина Востоке перенесли на 25-ое декабря, а 6 января воспоминали КрещениеХриста и явление при крещении всех лиц Св. Троицы. Первое известие опраздновании Б. на Западе мы имеем от 360 г. В этом году кесарь Юлиан,впоследствии император, богоотступник, праздновал Б. вместе с другимихристианами в Галлии, в Вьене. Западные называли этот праздник - Diesepiphaniorum, Dies apparationis или apparationum - и праздновали 6-гоянв., соединяя с этим днем все упомянутые представления, но главное.внимание при этом обращалось на явление звезды, поклонение волхвов, т.е. на откровение Сына Божия в мире языческом, представителями которогоявляются здесь волхвы. Так как волхвы, по преданию, были цари, то ипраздник получил на Западе название - праздник царей (festum regum) илипраздник трех царей (f. trium regum). Крещение Иисуса Христа и Чудо вКане не были совершенно забыты при этом празднике, но им уделялось маловнимания, они пред поклонением волхвов отступили на задний план. П. В.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Синонимы:

Смотреть что такое "Богоявление" в других словарях:

  • БОГОЯВЛЕНИЕ — (Богоявление), (Б прописное), Богоявления, ср. (церк.). Один из христианских праздников то же, что Крещение. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • богоявление — крещение господне Словарь русских синонимов. богоявление сущ., кол во синонимов: 4 • водокреща (4) • …   Словарь синонимов

  • БОГОЯВЛЕНИЕ — (греческое epiphaneia), одно из названий христианского праздника Крещения. Название связано с тем, что во время крещения Иисуса Христа произошло явление всех лиц святой Троицы …   Современная энциклопедия

  • Богоявление — (греческое epiphaneia), одно из названий христианского праздника Крещения. Название связано с тем, что во время крещения Иисуса Христа произошло явление всех лиц святой Троицы.   …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Богоявление — Поклонение волхвов на картине Мурильо …   Википедия

  • Богоявление — я; ср. Одно из названий христианского праздника Крещения Господня. ● Во время крещения Иисуса Бог сошёл с небес в виде голубя, что укрепило присутствующих в вере в божественную суть Иисуса Христа. * * * Богоявление см. Крещение Господне. * * *… …   Энциклопедический словарь

  • Богоявление — ср. Одно из названий христианского праздника Крещения Господня, установленного согласно евангельскому преданию в память о крещении Иисуса Христа в реке Иордан, в момент которого Бог Отец свидетельствовал, а Бог Дух Святой сошел в виде голубя, и… …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • Богоявление —  • English: Theophany    Физическое проявление Бога. Иногда означает явление Христа, богоявление относящиеся к явлению Христа в человеческом обличии в Ветхом Завете (Бытие 18, Судей 6) …   Словарь богословских терминов

  • Богоявление — (επιφάνεια, τα έπιφάνια, τα θεοφάνια) великий двунадесятый праздник, 6 го января, иначе называется праздником Крещения Господня; так как в этот день Церковь воспоминает Крещение Спасителя от Иоанна в Иордане (Матф. 3, 13 17; Марк 1, 9 11; Лук. 3 …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • БОГОЯВЛЕНИЕ — (греч. epiphaneia), в Римско католической церкви именуемое также днем светов , праздником трех царей и двенадцатым днем , один из великих христианских праздников (6 января), посвященный явлению родившегося Христа народам . Канун Богоявления… …   Энциклопедия Кольера

Книги

Другие книги по запросу «Богоявление» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»