Богданович(Ипполит это:

Богданович(Ипполит
Богданович(Ипполит Федорович) - поэт екатерининских времен, род. 23декабря 1743 г. в Переволочне; десяти лет был записан в военную службу,но по окончании московского университета в 1761 году определен былнадзирателем за классами в университет, а в 1762 г. в комиссию остроении триумфальных ворот, для которых сочинял надписи. В 1763 г. былприкомандирован в штат гр. П. И. Панина, а с 1764 начал службу виностранной коллегии; с 1766 по 1769 г. был секретарем русскогопосольства при саксонском дворе. В 1799 г. переведен в департаментгерольдии, а в 1780 г. членом в государственный архив, где с 1788 г. былпредседателем. 1 мая 1795 г. уволен от службы и в следующем году оставилПетербург. Умер в Курске 6 января 1802 года. Писать стихи начал вдетстве и уже 14 лет печатал их, благодаря Хераскову и Meлиссино. В 1763г. он познакомился с гр. Дашковой и принимал участие в журналах,выходивших при ее участии. Около 1775 г. сочинил вольную повесть встихах - "Душеньку", подражая Лафонтену, заимствовавшему свой сюжет изАпулея; напечатана в первый раз была она в 1783 в Спб. и до 1841 г.выдержала 15 изд.; последнее в 1887 г. А. Суворина в "Дешевойбиблиотеке". Сочинение это доставило Б. известность и обратило на неговнимание Екатерины II. По ее поручению он написал для эрмитажноготеатра: "Радость Душеньки" (1786 г.), "Славяне" (1787 год) - пьесы, неимевшие успеха. С сентября 1775 года он издавал "С. ПетербургскийВестник", а с 1775 - 1782 гг. редактировал "Спб. Ведомости". Кроме тогоон написал: "Сугубое блаженство" (поэма Спб., 1765); "Добромысл", (др.пов. в стихах. М., 1805); "Блаженство народов" (поэма, М. 1810); "Берег"(Спб., 1812); "Русские пословицы" (3 ч. Спб., 1785; здесь народныепословицы переделаны в двустишия); "Лира, или собрание разн. соч. "(Спб., 1773). Плодом его исторических занятий осталось: "Историческоеизображение России" (Спб., 1777) и переводы: "Малая война, описаннаямайором в службе короля Прусского" (с фр., Спб., 1768); "Сокращение изпроекта о вечном мире Руссо(из Сен-Пьера)" (Спб., 1771) и "Вертота,история о бывших переменах в Римской республике" (с фр. 3 ч. Спб., 1771- 75). Б. оставил автобиографию (напечатана в "Отеч. Зап. ", 1853, № 4).Собрание его сочинений вышло в Москве в 1809 - 1810 гг., 6 ч.; 2е изд. -М. 1818 - 19 гг., 4 ч.; З-е - Смирдинское, в 2 ч.. в 1848 г. Из всего написанного Б. историко-литературное значение имеет только"Душенька". Она явилась довольно смелым диссонансом в поэзии XVIII в.,занимавшейся производством торжественных надутых од. Современники былипоражены новизною ее содержания и формы и произвели Б. в "гении"."Душенька" породила массу подражаний и переделок, как какое-нибудь"классическое" произведение. Смерть Б. вызвала массу эпитафий, в которыхБ. превозносится, именно за написание "Душеньки": Зачем нам надписьми могилу ту чернить. Где Душенька одна все может заменить говорится в одной из них. В нашевремя в "Душеньке" можно отметить легкость стиха и желание, насколькопозволяет официальная и нравственная цензура, побеседовать о"клубничке", благодаря которой поэма, главным образом, и имела успех усовременников. М.M. Богема (франц. Boheme, т. е. цыганщина) - так французскийписатель Мюрже (Неnri Murger) назвал студентов Латинского квартала и стех пор богемой называют всякую интеллигентную бедноту, котораяартистически весело и беззаботно переносит лишения и даже с некоторымпрезрением относится к благам земным. Боголюбово (Боголюбимое,Боголюбое, Боголюбый, Боголюб) - теперь село в 11 в. к СВ. от г.Владимира, при впадении р. Нерли в Клязьму, близ МосковскоНижегородскойжелезной дор., с мужским второклассным монастырем, который нынепредполагают возвести на степень первоклассного. Построение здесь церквиРождества Пр. Богородицы, потом основание монастыря, около которого,затем, образовалось селение, летописные сказания приписывают следующемуслучаю. В 1155 г. Андрей Юрьевич, впоследствии великий князьсуздальский, тайно от отца уехал из киевского Вышгорода в Суздальскуюземлю, захватив с собой греческий Чудотворный образ Богоматери(Владимирская икона Богоматери, писанная, по преданию, евангелистомЛукой и находится теперь в московском Успенском соборе); на местеБоголюбова монастыря лошади, на которых везли икону, остановились и немогли ехать далее; впряжены были новые, но и эти не могли тронуться сместа. После такого знамения князь счел эту местность за излюбленнуюБогоматерью, за "место Боголюбимое", и основал тут церковь, а потоммонастырь, около которого образовалось селение Боголюбово - любимоеместопребывание его, от которого он получил и прозвание "Боголюбского".В монастыре, в 1174 году, князь-основатель и погиб от руки убийц, причемв последовавшем возмущении много пострадал и Боголюбов. Года через три,во время распри в. кн. Всеволода III с рязанскими князьями, Б. сильнопострадал от Глеба Ростиславича Рязанского и приведенных им половцев:тогда уцелели только церковь, кельи и молельня князя, но первая былаограблена. Монастырь до учреждения духовных штатов имел с лишком 700 душкрестьян. С 1846 г. в Б. открыта выставка сельских произведений дляВладимирской, Ярославской, Костромской и Вологодской губ. Теперь в селеболее 1000 д. об. пола; жители, кроме земледелия, занимаютсяиконописанием и др. промыслами; в сентябре бывает ярмарка. А. Э.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»