Афанacий это:

Афанacий
Афанacий - архиепископ александрийский, энергично отстаивавший, вовремя споров с арианами, догмат о единстве естества Бога Отца и Сына, иназванный поэтому Отцом православия. Афанасий родился в 298 г. отродителей христиан, получил вполне научное по тому времени образование,и в молодых ещё летах обрёк себя строгому аскетизму; в 319 г. он былпосвящен епископом Александром в дьяконы; своей энергией и красноречиемна Никейском соборе 315 г. имел большое влияние на решение собора ипосле смерти Александра 9 июня 328 г. был избран его преемником вепископском сане. По бездоказательным наветам своих противников, ариан,А. был низложен в 835 г. Тирским собором, а в 336 г. осуждён на изгнаниев Трир императором, которому успели внушить, что А. хочет приостановитьежегодный вывоз зернового хлеба из Александрии в Константинополь. Послесмерти Константина I, А. возвратился из ссылки осенью 338 года, но егоэнергичная борьба против ариан, возбудила их вражду в такой степени, чтовесною 340 г. императорский наместник, с помощью вооружённой силыпоставил и архиепископом александрийским арианина Григория. А. бежал вРим к архиепископу Юлию I, по старанию которого он был признан наРимском соборе 341 г. и на соборе в Сардике в 343 г. невинным, а учениеего объявлено согласным с догматами церкви. Император византийскийКонстанс также благоволил к А., и выхлопотал ему у брата своегоКонстанция разрешение вернуться в Александрию после смерти Григория, воктябре 346 г. Когда же Констанций, сделавшись единодержавным монархом,доставил победу арианам в 355 г., то А. должен был вновь отказаться отдуховной власти. На его место был назначен Григорий из Каппадокии, акогда солдаты ворвались 9 февраля 356 г. ночью в церковь св. Фомы, гдеА. совершал по случаю праздника всенощное бдение, то он вынужден былбежать в Египетскую пустыню; но и отсюда имел большое влияние на паствусвоим личным авторитетом и сочинениями. По вступлении на престол ЮлианаБогоотступника, Григорий был убит во время народного восстания и А. могвернуться в Александрию в феврале 362 г., но его ревностнаядеятельность, клонившаяся к умиротворению церкви, возбудиланеудовольствие императора, так что 25 окт. 362 г. ему пришлось вчетвертый раз отправиться в изгнание, на этот раз в Фиваидскую пустыню.После падения Юлиана, А. возвратился в Александрию в феврале 364 г. но вцарствование императора Валента был вынужден ещё раз оставить город соктября 365 по февраль 366 г.; с тех пор его более не беспокоили досамой его кончины, последовавшей 3 мая 373 г. Из 45 лет своегоепископства, А. провел в изгнании около 20 лет. О его характере ещё приего жизни судили различно. Ненавидимый своими противниками до самойсмерти, а приверженцами почитаемый за святого, Афанасий неустрашимоборолся при самых разнообразных обстоятельствах жизни и словом и деломза одну великую идею, от признания которой, по его убеждению, зависелосуществование христианской церкви. За страшную суровость, в которойупрекали его враги, они в свою очередь жестоко отплачивали ему всякийраз, когда им представлялась к тому возможность. Как архипастырь онсоответствовал строгому идеалу своего времени, умел, не смотря на своюмало внушающую наружность, господствовать над умами и оставил своёучение в наследие всей церкви. В его многочисленных сочиненияхдогматического и полемического характера вместе с пламенной ревностью кправославию высказывается выдающийся созерцательный ум, которым ондалеко превосходил своих противников; горячность глубокого личногоубеждения соединяется в них с ясностью, осмотрительностью и точностьюизложения. Его "История ариан для монахов" написана в строгоправославном духе, и служит неоценимым памятником для изучения борьбырелигиозных партий того времени. Меньшее значение имеют его сочинения вобласти экзегетики и морали. Лучшее издание их принадлежит Монфокону (3тома, Париж, 1698). Дополнением к ним служит второй том "Bibliothecapatrum" Монфокона (Пар., 1706). Тило поместил в первом томе своей"Bibliotheca patrum graecorum dogmatica" (Лейпц., 1853) только главныедогматические сочинения А. Важное значение для летосчисления имеютсохранившиеся на сирийском языке: "Описания праздников", составленныеАфанасием. Его учение изложено Риттером, Бауром, Доревом и Фойттом. Ср.Мёлер, "Athanasius der Grosse und die Kirche seiner Zeit" (2 тома,Майнц, 1827); Бёрингер, "Kirchengeschichte in Biographien" (т. I, Цюр.,1843); его же, "Athanasius und Arius oder der erste grosse Kampf derOrthodoxie and Heterodoxie" (Штутгардт, 1874).

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»