Армянская это:

Армянская
Армянская церковь. Христианство появилось в Армении очень рано и хотясведения, оставленные Абгаром очень неясны, но тем не менее первоедостоверное известие получается из II столетия. Христианство, сильнопреследуемое, иногда совершенно там исчезало, пока наконец епископГригорий Просветитель не обратил в 301 г. Тиридата и в V стол. Месроп неперевел Библию на армянский язык. С этого времени в армянской церквиначалась деятельность и армяне стали часто посещать школы в Афинах иКонстантинополе. В церковных распрях о двух естествах Христа, армянепримкнули к монофизитам, с одобрения персидского царя Хозроя,завоевавшего страну в 536 г., они отвергли на Туинском синоде формулуХалкидонского собора, и с тех пор отделились в особую церковь, которуюназвали в честь Григория - Грегорианской. Главой церкви их сделалсякатоликос (т.е. всеобщий епископ), живущий в Эчмиадзине, монастыре околоЭривани, древней столицы А. Скоро в среде армян началась богатая научнаядеятельность и значительная богословская литература, сохранившаяся насирийском языке, начала переводиться на армянский язык для того, чтобысделать ее доступной армянскому духовенству. НерсесКлайеци, армянскийкатоликос XII века, сочинения которого издавались много раз, считаетсяармянами величайшим их богословом. С греческой (православной) церковьюгрегорианцы не сливаются до сих пор. Но римские папы пытались много раз,напр. в 1145, 1341, 1440 гг., когда армяне обращались за помощью кзападным государствам против магометан, отторгнуть армян от старой веры.Папам удалось однако только образовать раскол в арм. церкви.Униаты-армяне живут в Польше, Галиции, Персии, под властью архиепископа,живущего в Нахичевани на Дону; кроме того они живут на горе Ливане, вРиме, Марселе и на острове св. Лазаря около Венеции (мехитаристы). Онипризнают верховную власть папы, соглашаются в религиозных догматах скатоликами, но имеют свои особенные церковные правила. При вторженииперсов в Армению в начале XVII ст. многие из армян принуждены былиперейти, в магометанство; но большинство населения. осталось верно своейстарой религии. Учение армянской церкви отличается от греко-православнойособенно тем, что оно по монофизитскому учению признает в Христе толькоодно естество. Относительно семи таинств, арм. церковь держится особыхправил, а именно: при крещении младенец трижды опрыскивается и триждыпогружается в воду; миропомазание соединено с крещением; при причастииупотребляется несмешанное вино и квашенный хлеб, помоченный в вине,соборуют только духовных лиц тотчас после смерти. Армяне верят в святых,но не верят в чистилище. Посты армяне соблюдают также строго, праздникову них менее. Богослужение свое в Турции они большей частью совершаютночью; обедню служат на древнеармянском, а проповеди говорят нановоармянском языке. В иерархическом отношении А. церковь подчиненаэчмиадзинскому католикосу и эчмиадзинскому синоду. Католикос избираетсяна эчмиадзинском синоде, куда приглашаются депутаты от всех русских ииноземных армянских епархий, и утверждается особой грамотой ГосударемИмператором. Католикос живет в Эчмиадзине на Арарате, куда каждыйармянин должен съездить хоть раз в жизни. Католикос приготовляетсвященный елей и продает его священникам, а частые паломничествабогомольцев дают ему средства поддерживать великолепные богослужения иучреждать превосходные учебные заведения. Патриархи константинопольскийи иерусалимский, армянские архиепископы и епископы могут бытьрукоположены только католикосом. Остальное духовенство занимает такое жеположение, как духовенство Греческой церкви; жалованья оно не получает,а живет исполнением треб; образование его стоит на низкой ступени.Монахи принадлежат к ордену св. Василия. Вартабиды составляют особенныйкласс духовенства, нечто в роде монахов с учеными степенями, и иногданазначаются викариями к епископам. Светское духовенство может вступать вбрак только один раз, второй брак не разрешается. А. церковь приобрела вТурции политическое значение вследствие того, что Порта, взявКонстантинополь, подчинила всех своих православных подданных под именемRum milleti (римской нации) не только духовной, но и светской властипатриарха Геннадия, а подвластных себе армян соединила, как Ermenimilleti (армянский народ), в церковно-политическое тело, и отдала егопод попечение армянского патриарха столицы, пользовавшегося значительнойсветской властью. В 30 - 40 гг. настоящего столетия иерархическая властьзначительно поколеблена и патриарх принужден был разделить свою власть ссоветом из 12 человек светского сословия. В 1860 году Портой утверждена,выработанная на особом народном собрании армян, конституция(напечатанная под назв. "Национальной конституции армян" в Revue desDeux Mondes, 1868 г., кн. II), по которой управление гражданское идуховное турецких армян принадлежит двум советам: Духовному (14 членовпод председательством Патриарха) и Светскому (20 чл.), избираемомусобранием представителей (400) армянских общин. В последнее времядуховенство и армянская пресса стараются подчинить Патриарха католикосуЭчмиадзина и тем усилить русское влияние на Грегорианскую церковь вТурции. Но Патриарх, поддерживаемый турецким правительством, оказываетупорное сопротивление этим попыткам. В 1835 г. по стараниям ФранцииУниато-армянская церковь в Турции под названием Katoluk milleti(католический народ) получила права, как корпорация, и вследствие этогототчас же возникли затруднения, так как по существующим государственнымпринципам Леванта, духовенству дается право светской власти, а между темэто самое духовенство, подчинено в духовных делах римскому папе, несостоящему даже в союзе с Портой. Во избежание этого недоразумения,высшая иерархическая власть была разделена, и светские дела переданыпатриарху, бывшему, так сказать, чиновнику Порты, а духовные - лицу,зависимому от Рима. Римский престол, при переходе армян в унию, обещалсохранить им древненациональные особенности неофитов - армянскуюлитургию, юлианский календарь, их святых и т.д., и запретитькатолическим миссионерам стараться обращать армян-униатов в латинскуюцерковь. Но не смотря на это, римский престол надеялся интригамидостигнуть своей пели, и с этим намерением назначал священниками вцеркви лиц, находящихся под его влиянием. Это ему удалось привести висполнение, и примасом был назначен Гассун, горячий ультрамонтан,стремящийся осуществить идеи Рима. Но против этих козней ультрамонтанов,под влиянием мехитаристов, поднялась сильная оппозиция, широкоохватившая всю нацию. Порта, сочувствующая более народу, чемдуховенству, в продолжение многих лет, уступая французскому влиянию,старалась сохранить мир в ущерб армян. Но когда Гассун отправился в 1870г., как сторонник непогрешимости, в Рим на Собор и именем римскогопрестола стал громить своих противников, посылая им упреки и угрозы,армяне восстали под влиянием своих священников, изгнали из многихцерквей креатур примаса и утвердили, независимую от Рима,старокатолическую церковь, но не соединились с Грегорианской армянскойцерковью, как надеялись грегорианцы. Порта признала этот совершившийсяфакт. 2-го июля 1872 г. вновь избранный патриарх Купелиан получилинвеституру и был введен во владение церковным имуществом, после чегонепогрешимый патриарх Гассун получил приказание выехать изКонстантинополя. Это движение, не смотря на государственную поддержку,кончилось, однако же, победой гассунитов. В марте 1879 г.старокатолический константинопольский патриарх, глава анти-непогрешимойпартии, Купелиан подчинился непогрешимому папе. В сентябрь 1879 г. егопримеру последовали 16 епископов и 13000 сторонников. Порта сновапризнала совершившийся факт, вместе с этим признала Гассуна законнымпатриархом. Спустя год, папа наградил патриарха, даровав емукардинальское достоинство. Протестантские миссионеры различных названийуже лет 50 как действуют в Армении, но до сих пор без всякого успеха.Ср. Малана, "Divine Liturgy of the armenian church" (1870).

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Смотреть что такое "Армянская" в других словарях:

Книги

Другие книги по запросу «Армянская» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»