- Элегия
- Элегия (греч. elegeia) - лирическое стихотворение грустного,задумчивого настроения: таково содержание, обычно вкладываемое теперь вслово, имевшее в прежней поэтике и иное значение. Этимология его спорна:его производят от предполагаемого припева elege (сказал увы), от eulegein, от лидийского elegoV, как назывался напев двойной флейты,обязательно сопровождавшей в Малой Азии причитания и скорбный песни. Угреков название Э. обозначало особую стихотворную форму - так назыв.элегическое двустишие, - в которую облекалось не любое, а определенноесодержание, по преимуществу лирика раздумья. В этом смысле в греческойЭ. видели связующее звено между эпосом и лирикой: она изображает внешнееявление, а затем настроение, им вызванное. Содержание греческой Э.,было, однако, достаточно разнообразно: воинственное у Таллина и Тиртея,политическое у Мимнерма, философское у Солона и Теогнида, тоскливое иобличительное у Архилоха и Симонида (Катулл не знал ничего "maestiuslacrimis Simonideis"). Писали Э. также Антимах, Каллимах, которогоКвинтилиан называет лучшим греческим элегистом, Филета и др. В Рим формаперешла вместе с названием, но приняла здесь большую определенность ивозвышена бессмертными произведениями Проперция, который перенесалександрийскую любовную Э. на римскую почву, Тибулла, отчасти Катулла иособенно Овидия. Писал Э., не дошедшие до нас, также Корнелий Галл. В"Tristia" Овидий дал глубоко-лирическое и индивидуальное выражениескорби, в "Героидах" перелил любовную Э. в форму послания.Останавливаясь на Греции и Риме, как на основных моментах зарождения Э.,теоретики в дальнейшем изложении расходятся: одни следят за судьбамиэлегического настроения в европейской лирике, что расширяет их задачу довключения в область Э. и провансальских тенцон, и сонетов Петрарки и т.д.; другие суживают эту область, относя к Э. по преимуществустихотворения, носившие это название. И в том, и в другом малоопределенности. Традиционные формы, имеют теперь не теоретическое, ноисключительно историческое значение. Об обособленной истории элегическойформы говорит едва ли возможно; можно назвать лишь образцы этой формы,которые теоретики разных стран считают выдающимися. Так, во французскойпоэзии отмечают "Contre les bucherons de la forest de Gastine" Ронсара,"Consolation" Малерба, "Consolation" Ракана, "Aux nymphes de Vanx"Лафонтена, "Neere" Андре Шенье, "Tombeau du jeune laboureur" Шендолле,стихотворения Милльвуа, Каз. Делавиня, Ламартина, Виктора Гюго, Деборд-Вальмор, m-me Жирардэн, Альфреда Мюссэ. У немцев элегическая формапривилась тотчас по возрождении немецкой поэзии в XVII веке. Сюдаотносятся "Vom Abwesen meiner Liebsten" Март. Опица, "An mein Vaterland"П. Флемминга, "Heldenbriefe" Гофмансвальдау, стихотворения Гельти,Салиса, Матиссона, Тидге, "Римские "Э. Гете, "идеалы", "Прогулку","Resignation", "Идеалы и жизнь" Шиллера, сонеты Шлегеля, канцоныЦедлица, многие стихотворения Гейне, Анаст. Грюна, Ленау, Карла Бека,Альфреда Мейснера, Платена, Фрейлиграта, Дингельштедта, Гервега, МаксаВальдау, Эм. Гейбеля, Герм. Лингга. Элегическое произведение, несомненнооказавшее влияние на всю европейскую лирику - знаменитая "Elegy writtenin a country churrchyard" (1749) Томаса Грея, переведенные нафранцузский язык М. Ж. Шенье, на русский - Жуковским. Другие создателианглийской Э. - Сидней, Спенсер, Коули, Юнг и т. д. вплоть до Байрона иШелли. В Италии Э. писали Аламанни, Кастальди, Кьябрера, Филикани,Гуарини, Пиндемонте, в Испании - БосканАльмогавер и Гарсиласоде-ла-Вега, в Португалии - Камоэнс, Кортереаль, Феррейра, Родригес Лобо,Саа де-Миранда. В русской подражательной лирике XVIII в., когдастихотворцы прозаики считали своим долгом перенести народную почву всеевропейские поэтические формы, Э., начиная с Третьяковского,представлена рядом образцов. Любопытны сентиментальные Э. ПавлаФонвизина (1764); писали их Рубан, Ип. Богданович, Нартов, Нарышкин,Аблесимов. Самостоятельное развитие русской лирики, сделавшее еенеподдельным выражением национального характера, запечатлело ее сособенной резкостью элегическим характером. "Печалью согрета гармония инаших дев, и наших муз"; грустному настроению отдали дань чуть не всерусские поэты. При нынешнем широком и неопределенном понимании названияэлегии невозможно указать русского - да и европейского - лирика, которыйне писал бы Э. Но и при самом широком содержании этого термина нельзя невидеть, что Э. - лирический род, наиболее соответствующий современномунастроению и оттого захвативший чуть не всю область современной лирики;другие, некогда популярный формы, напр. ода, почти забыты. Особый вид Э.- без достаточного основания - видят некоторые русские теоретики в думе,давшей название некоторым русским стихотворениям, но не составляющейобособленной формы в сложной массе современного элегического творчества.А. Горнфельд.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.