Фантазия это:

Фантазия
Фантазия - деятельность воображения, отличающаяся наибольшеюотрешенностью от условий действительности. Фантазия называется иногдавоображением построительным, в отличие от воспроизводительного,состоящего главным образом в воссоздании пережитого. Психологическойосновой Ф. является смена представлений, наименее регулируемая обычнымизаконами ассоциаций и рассудочной деятельности. Главными стимуламивозникновения и развития Ф. бывают обыкновенно отдельные идеи илипредставления, получившие почему-либо особый интерес, чувства, аффекты иразного рода органические ощущения. Эти последние обусловливают попреимуществу фантастическое построение снов. По участию нашей воли вразвитии и смене фантастических представлений можно различать пассивнуюи активную фантазию. Ф. пассивна, когда представления сменяют друг другасовершенно помимо нашей воли, и наше созерцающее "я" играетисключительно роль зрителя. В активной Ф. мы сознаем себя определяющимиход представлений, выбирая из возникших в нас фантастических ассоциацийту или другую. Однако, эти два вида Ф. не могут быть друг другупротивополагаемы; напротив, первый вид может рассматриваться какматериал для второго. Самой типичной формой пассивной Ф. являютсясновидения. Смена образов происходит в снах вне всякой зависимости отнашей воли и даже наши собственные действия весьма часто представляютсянам совершенно неожиданными и как будто совершающимися помимо нашейволи. В снах фантастичность образов и развертывающихся картин достигаетнаивысшей степени. Фантазия бодрствования никогда не достигает такойпричудливости и таких несообразностей в деталях своих построений, как Ф.сна. Причину этого следует видеть с одной стороны в отсутствии во времясна отрезвляющих восприятий внешнего мира, с другой - в полномослаблении деятельности рассудка. Не управляемые ни внешними, нивнутренними закономерными принципами, чувственные элементы дремлющегосознания естественным образом сплетаются в самые невероятные комбинациии нарушают основные законы бытия. Однако, течение представлений во времясна далеко не всегда бывает совершенно беспорядочным; обыкновенно оноопределяется какимнибудь наиболее активным и стойким элементом сознания.Всякий отдельный образ может явиться организующим центром, в зависимостиот которого группируются и сменяются другие. Каждое чувство, напр.страха, ожидания, нежности, любви, в свою очередь может обусловливатьчереду образов, соответствующих его природе. Наконец, весьма частоближайшими причинами сновидений являются внутренние органическиеощущения и раздражения. Соответственно этим влияниям, определяющимпостроение сновидений, может быть установлена целая классификация снов.Такая классификация дана К. Шернером в его классическом сочинении поданному вопросу: "Das Leben des Traums". Остроумную теорию сна даетШопенгауер в "Parerga". По его мнению, сновидение есть выражениевнутренней жизни организма, а именно возбуждений, идущих со сторонысимпатической нервной системы. Эти слабые возбуждения не доходят досознания бодрствующего интеллекта, занятого резкими впечатлениямивнешнего мира. Ночью, когда утомленный мозг предается покою и внешниевозбуждения не тревожат дремлющее сознание, внутренние возбуждениястановятся заметными для восприятия интеллекта, подобно тому как ночьюявственно раздается журчанье ручьев, заглушаемое шумом дня. Но так как,по самой своей природе, интеллект может функционировать лишь в порядкахпространства, времени и причинности, то достигшие до его сознаниявнутренние возбуждения принимают вид внешних восприятий. Роль Ф. вбодрственном состоянии определяется главным образом ее участием вхудожественном и научном творчестве. Ф., как деятельность созидающаяобразы, является необходимым условием всякого художественноготворчества. Поскольку образы слагаются путем придумывания иискусственного соединения элементов, они бывают лишены живости ихудожественной правды. Ф. дает художнику необходимый запас образов инамечает возможные способы их сочетания, построение же целогоопределяется эстетическим чувством и основной идеей художественногозамысла. Поэтическое творчество может принимать характер совершеннобессознательного процесса, в котором образы соединяются в художественноеединство помимо всякого контроля рассудочной и вообще критическойдеятельности. Такое проявление доэтической фантазии (furor poeticus удревних) характеризует собою наибольший подъем поэтического вдохновенияи имеет своим внешним выражением так называемую импровизацию.Фантастическими построениями наиболее богат романтизм. Выдающимсяпредставителем этой области творчества является немецкий романтик Э. Т.А. Гофман, умевший вкладывать в свои невероятные по фантастичностиобразы глубокий идейный смысл. И в научном творчестве фантазия имеетзначение, как вспомогательное средство открытия научной истины. Конечно, здесь Ф. наиболее регулируется критикой рассудка, сразу исключающегоневозможные с научной точки зрения предположения. Наибольшее применениеФ. находит при создании гипотез в эмпирических науках и вообще приисследовании причин в той или иной области явлений. Во всех подобныхслучаях Ф. дает богатый материал возможных догадок и предположений, изкоторых рассудок, путем логического анализа и эмпирической проверки.извлекает все то, что может иметь научное значение. Таково участие Ф. ив создании философских концепций, поскольку в этой областигипотетические предположения могут выражаться в чувственныхпредставлениях, а не в отвлеченных понятиях. В некоторых философскихсистемах понятие Ф. приобретает весьма большое значение. В философииФрошаммера Ф. играет роль мирового созидающего принципа. У Кантавоображение и Ф. (productive Einbildungskraft) являются посредствующимзвеном между чувственностью и категориями рассудка. Ср. К. Scherner,"Das Leben des Traums"; J. Volkelt, "Die Traum-Phantasie"; Strumpel,"Die Natur und Entstehung der Traume"; N. Michaut, "De l'imagination";E. v. Hartmann, "Aesthetik"; Рибо, "Творчество и воображение" (1900);Lichtenberger, "Die Phantasie"; Schmidkunz, "Synthetische undanalytische Phantasie". С. Алексеев.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Синонимы:

Смотреть что такое "Фантазия" в других словарях:

  • фантазия — продукт воображения. Ф. изменяет облик действительности, отраженной в сознании, для нее характерна транспозиция (перестановка) элементов реальности. Ф. позволяет найти новую точку зрения на уже известные факты и в силу этого обладает огромной… …   Большая психологическая энциклопедия

  • ФАНТАЗИЯ — ФАНТАЗИЯ, фантазии, жен. (греч. phantasia воображение). 1. только ед. Творческое воображение. Художественная фантазия. У этого живописца богатая фантазия. || Способность воображения, выдумки, догадки. Напрягать свою фантазию. У этого лжеца… …   Толковый словарь Ушакова

  • фантазия — и, ж. fantaisie f., лат. phantasia <гр. 1. Творческое воображение; способность воображать, мысленно представлять что л. БАС 1. Во сне фантазия есть, аки корабль без правителя плавающий. 1726. Пуфф. О должн. человека 34. // Бирж. 286. Предивную …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • ФАНТАЗИЯ — (греч. phantasia). 1) способность воображать, создавать новые самостоятельные образы, осуществляемые в худож. произведениях при помощи красок, камня, речи или звуков. 2) мечта, вымысел. 3) В музыке: сочинении, в котором автор, не подчиняясь… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • фантазия — См. выдумка, мысль... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. фантазия воображение …   Словарь синонимов

  • ФАНТАЗИЯ —         см. в ст. Воображение. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. ФАНТАЗИЯ …   Философская энциклопедия

  • фантазия — безбрежная (Достоевский); богатая (Потапенко); гнилая (Островский); необузданная (А.Измайлов); пылкая (Чюмина) Эпитеты литературной русской речи. М: Поставщик двора Его Величества товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон . А. Л. Зеленецкий. 1913 …   Словарь эпитетов

  • фантазия —     ФАНТАЗИЯ, утопия, ирон. прожект     ФАНТАЗЕР, прожектер, утопист, фантаст     ФАНТАЗЕРСТВО, маниловщина, прожектерство, книжн. донкихотство     ФАНТАЗЕРСКИЙ, донкихотский, прожектерский …   Словарь-тезаурус синонимов русской речи

  • ФАНТАЗИЯ — ФАНТАЗИЯ, то же, что воображение …   Современная энциклопедия

  • ФАНТАЗИЯ — (от греч. phantasia воображение) музыкальная пьеса свободной формы, в т. ч. на темы из опер, балетов, на мелодии народных песен и т. п., часто виртуозного импровизационного характера …   Большой Энциклопедический словарь

Книги

  • Фантазия, Бруно Мунари. Что такое фантазия, воображение? Как рождается креативная идея? Каковы механизмы творческого мышления? И можно ли научить творчеству? В поисках ответов на эти вопросы выдающийся итальянский… Подробнее  Купить за 685 грн (только Украина)
  • Фантазия, Бруно Мунари. Что такое фантазия, воображение? Как рождается креативная идея? Каковы механизмы творческого мышления? И можно ли научить творчеству? В поисках ответов на эти вопросы выдающийся итальянский… Подробнее  Купить за 483 руб
  • Фантазия VS Реальность, Александра Завалина. Фантазия и Реальность – это, казалось бы, две крайности, две противоположности. Реальность больше привязана к земле, а Фантазия очень любит летать. Но ведь в каждой фантазии есть доля фактов,… Подробнее  Купить за 39 руб электронная книга
Другие книги по запросу «Фантазия» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»