- Теизм
- Теизм. - Т. в широком значении слова называется направление мысли,противоположное атеизму или отрицанию существования Бога; в узкомзначении слова Т. обозначает направление философской мысли в областитеологического умозрения, развившееся преимущественно в немецкойфилософии после Гегеля. От деизма, по мнению Кудрявцева, это направлениеотличается признанием абсолютной неограниченности Божества и вследствиеэтого теснейшей связи его с миром; от пантеизма - признанием Еголичности и отдельности от мира. Главным мотивом, послужившим к развитиюТ., была неудовлетворительность пантеистического воззрения Шеллинга иГегеля. Главнейшие представители Т. - Фихте младший, Ульрици, Вирт,Вейсе, Халибеус, Шварц, Каррьер и Цейзинг. Сущность Т. определена Фихтемладшим следующим образом: "Под Т. мы разумеем общую мысль, чтоабсолютное начало, как бы оно ни мыслилось, все-таки не должно бытьпредставляемо в форме слепой, бессознательной силы; поэтому оно не можетбыть подведено под категорию общей субстанции или отвлеченного,безличного разума, но непременно должно быть мыслимо как личное, само всебе сущее бытие, для обозначения коего человек не имеет другоговыражения и аналогии, как безусловное сознание. Из этого понятияабсолютного духа по необходимости вытекает, что мировой порядок столь жемало допускает идею возникновения из случая, как и идею безусловнойнеобходимости. Единственное соответствующее мировому порядку понятие -внутренняя целесообразность... Этот результат эмпирическогомиропонимания заставляет философское мышление составить понятиебезусловной основы, полагающей цели, для характеристики которой учеловека нет иных слов кроме совершенного мышления и воли, определяемойблагом". Отсюда ясно, что Т. покоится на допущении возможности познанияБожества; его последователям необходимо показать ложность результатовкритической философии, поскольку она не допускает познаниетрансцендентного и, с другой стороны, указать источник действительногопознания Бога. Многие теисты склонны видеть такой источник познания вчувстве; в этом они сходятся с неоплатониками, утверждавшиминепознаваемость Божества для разума, но допускавшими возможность иногопознания, мистического, т. е. непосредственного созерцаниясверхчувственного. Однако, теист может стоять и за рациональное познаниеБожества, как это делал, напр., Кудрявцев. Теистическое направлениемысли не представляется законченным; определение гносеологического егозначения есть дело будущего. Ср. Schaden, "Ueber den Gegenzatz destheistischen und pantheistischen Standpunkts" (Ерданген, 1848); Mayer,"The Theimus und Pantheismus" (Фрейбург, 1849); Кудрявцев-Платонов, "Изчтений по философии религии" (11-й т.; деизм, пантеизм, атеизм, теизм);Н. Боголюбов, "Теизм и пантеизм" (Нижний Новгород, 1899); Вл. Соловьев,"Оправдание добра". Э. Р.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.