- Роман
- Роман Розы (Roman de la Rose) - известная французская аллегорическаяпоэма XIII в. или, вернее, два отдельных произведения, написанныхразными авторами, в разное время, и различных по духу. Из 22817 стиховпоэмы первые 4669 написаны в первой трети XIII века Гильомом де Лоррис(de Lorries); остальные прибавлены через сорок лет (1279) Жаном де Мэнг(de Meung). Произведение Лорриса, по замыслу автора, должно было служитькодексом "учтивой любви" для аристократического общества. Оно не вполнесамостоятельно (наибольшее влияние оказали на автора Овидий и Кретьен деТруа) и весьма схематично: образы действующих лиц совершенно лишеныиндивидуальных черт. В действии принимают участие "Учтивость","Опасность", "Злоязычие" и т. п. Правила "учтивой любви", доступнойтолько избранному обществу, олицетворяются в действии или жедекламируются кем-либо из участвующих в интриге, чаще всего - самимАмуром, который, в качестве властелина, диктует свои правила влюбленномугерою. Попадаются слабые, но для того времени интересные проблескиреального элемента. Р. Лорриса обрывается на разлуке влюбленных;"Bel-Accueil" заключен в башню, где его держат в плену "Peur","Male-Bouche" и "Jalousie". Из продолжения романа Жан Клопинель,уроженец города Мэнга, создал род поэтической энциклопедии;основательный знаток схоластической науки средневековья, он связал сразвитием романтической интриги поэмы обширную компиляцию, где говоритсяобо всем на свете. "Пауперизм и имущественное неравенство, сущностькоролевской власти, происхождение государства и общественных должностей,правосудие, инстинкт, природа зла, происхождение общества,собственности, брака, столкновение между белым и черным духовенством,между нищенствующими орденами и университетом, непрерывный процесссозидания и разрушения в природе, отношение природы к искусству, понятиео свободе, ее столкновение с божественным предвидением, происхождениезла и греха, человек в природе и его беспорядочность в ее стройномпорядке, всевозможные наблюдения, рассуждения и доказательстваотносительно радуги, зеркал, обмана чувств, видений, галлюцинаций,волшебства и даже известного явления раздвоения сознания - вот краткийперечень вопросов, задеваемых Жаном де Мэнг, не говоря уже онравоучительных и сатирических темах, имеющих более прямое отношение кдействию романа, и огромного количества мифологических рассказов,извлеченных из Овидия, Вергилия и т. д." (Лансон). Все это разбросано вчрезвычайном беспорядке, но действует на мысль, ставит смелые вопросы,дает дерзкие ответы, возбуждает сомнения, неслыханные для того времени(напр. - короли царствуют по воле народа и перестанут царствовать "sitotque le peuple voudra", и т. п.). Ученый и свободный мыслитель, буржуа,автор бесконечно далек от "учтивой любви" Лорриса; роман принимает унего новое направление, более реальное и положительное: Венера спасает"Bel-Accueil", амур срывает "Розу". Туманные аллегории играют впродолжении такую же роль, как и в первой части, но поэтическоедарование Жана де Мэнг несомненно. Произведение его - один из первыхпроблесков грядущего гуманизма; оно навлекло на себя негодованиеклерикалов. Герсон осуждал его с церковной кафедры, а на защиту его сталЖан де Монтрейль, один из первых французских гуманистов. Горячо нападалана роман Христина де Пизан, возмущенная его грубым и презрительнымотношением к женщинам. Популярность романа Р. была так велика, чтосохранилось более чем двести рукописей его; он был переведен на яз.итальянский, фламандский и английский (между прочим - Чосером) и в эпохуВозрождения напечатан много раз, а затем обновлен и издан вновь подредакцией Клемана Маро. Современники автора - как друзья, так и врагиего - обращали внимание не на смелость и глубину содержания романа, аглавным образом на внешние детали, иногда не в меру реальные. Новыеиздания ром. P.: Мeоn (1813), Fr. Michel (1872). Ср. E. Langlois,"Origines et sources du Roman de la Rose" (1891). Ар. Г.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.