Опера

Опера
Опера (opera - итал., Орег - нем., opera - франц.) -художественно-драматическая форма театральных представлений, в которойречь, соединенная с музыкой (пение и аккомпанемент), и сценическоедействие имеют преобладающее значение. Зародыш такой драматической формыследует искать в Италии, в мистериях, т. е. духовных представлениях, вкоторых эпизодически вводимая музыка стояла на низкой степени. Духовнаякомедия: "Обращение св. Павла" (1480), Беверини, представляет уже болеесерьезный труд, в котором музыка сопровождала действие с начала доконца. В пол. XVI стол. большой популярностью пользовались пасторали илипастушеские игры, в которых музыка ограничивалась хорами, в характеремотета или мадригала. В "Anfiparnasso", Оpaцио Векки, хоровое пение засценой, в форме пятиголосного мадригала, служило для сопровождения игрыактеров на сцене. Эта "Commedia armonica" была дана в первый раз приМоденском дворе в 1597 г. В конце XVI столетия попытки ввести в такиесочинения одноголосное пение (монодию) вывели О. на тот путь, на которомее развитие пошло быстро вперед. Авторы этих попыток называли своимузыкально-драматические произведения drama in musica или drama permusica; название О. стало применяться к ним в первой половине XVII стол.В последнее время некоторые оперные композиторы, напр. Рихард Вагнер,опять вернулись к названию: музыкальная драма. Цель 0. - усилить иуглубить, с помощью музыки, действие драматического произведения. Хотямузыка в О. имеет преобладающее значение, тем не менее успех еенаходится в зависимости от текста , который должен иметь интересный,ясный сюжет, сжатую, красивую литературную форму, жизненность ивыразительность речи. Сюжет должен давать возможность к разнообразномувыбору голосов (сопрано, меццо-сопрано, альт, тенор, бас) и к участиюхора. Задача О. - не эффектность, а полная выразительность. О.отклонилась от этой задачи у итальянцев в XVIII стол. и в первойполовине XIX стол.; ради эффектной вокальной виртуозности они почтипревратили О. в концерт в костюмах. В последнее время виртуозностьотступила на второй план или совсем изгнана из О., но явился другойнедостаток - слишком сильная и сложная инструментовка, заглушающая пениеи препятствующая слову, этому важному фактору в О., доходить дослушателя с полной ясностью. В настоящее время взгляд на правильноесоотношение музыкальной формы и текста далеко еще не установился.Большинство композиторов склоняется к системе Вагнера, придерживавшегосяв своих позднейших О. речитатива и ариозного пения; меньшинство, неотрицая полезности этих форм, вводит в свои О. также арии и ансамбли, т.е. номера, имеющие определенную форму. Представителями последнегонаправления пользования речитативом, ариозо или округленными формамисовершенно рационально ставится в зависимость от требования текста.Первый оперный театр для публичных представлений был открыт в 1637 г. вВенеции; ранее О. служила только для придворных развлечений. Первойбольшой О. можно считать "Дафне" Пери, исполненную в 1597 г. О. скорораспространилась по Италии, а затем и по остальным странам Европы. ВВенеции со времени открытия публичных зрелищ в продолжение 65 летпоявилось 7 театров; для них написано разными композиторами (числом до40) 357 О. Первыми оперными пионерами были: в Германии Шютц ("Дафне",1627), во Франции Камбер ("La pastorale", 1647), в Англии Пypцель; вИспании первые О. появились в начале XVIII стол.; в России Арайя первыйнаписал "Цефал и Прокрис" на самостоятельный русский текст (1755).Первая русская 0., написанная в русских нравах - "Танюша или счастливаявстреча", музыка Ф. Г. Волкова (1756). Разновидности О.: большая О.(opera seria - итал., tragedie lyrique, позднее grand-opera - франц.),полукомическая (semiseria), комическая О. (орега-buffa - итал.,opera-comique - франц., Spieloper - нем.), романтическая опера, наромантический сюжет. В комической О., немецкой и французской, междумузыкальными номерами допускается диалог. Есть и серьезные О., в которыевставлен диалог, напр. "Фиделио" Бетховена, "Медея" Керубини, "Волшебныйстрелок" Вебера. Отпрыском комической О. следует считать оперетту ,которая получила особенное распространение во второй половине XIX стол.О. делится на акты, картины, сцены, номера. Перед актами бывает пролог,в конце О. - эпилог. В состав О. входят: солисты, хор, оркестр, военныйоркестр, орган, в оперную музыку - речитативы, apиозо, песни, арии,дуэты, триo, квартеты, ансамбли и т. д., из симфонических форм-увертюра, интродукция, антракты, пантомима, мелодрама, шествия, балетнаямузыка. Н. С.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "Опера" в других словарях:

  • опера — опера, ы …   Русский орфографический словарь

  • опера — См. зрелище, песнь из другой оперы... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. опера зрелище, песнь; зингшпиль, пастиччо, рок опера Словарь русских синонимов …   Словарь синонимов

  • ОПЕРА — (ит., от лат. opus труд). Драматическое представление, текст которого поется с аккомпанементом инструментальной музыки. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ОПЕРА драматическое произведение, действующие… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • ОПЕРА — (итал. opera букв. сочинение), музыкально театральное произведение, основанное на синтезе слова, сценического действия и музыки. Возникла в Италии на рубеже 16 и 17 вв. В ходе исторической эволюции выработаны разнообразные оперные формы: ария,… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Опера — (итальянское opera, буквально сочинение), вид музыкально театрального искусства; произведение, основанное на синтезе музыки, слова и сценического действия. Возникла в Италии на рубеже 16 17 вв. (смотри Флорентийская камерата). Состоит из… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ОПЕРА — ОПЕРА, оперы, жен. (итал. opera от лат. мн. opera творения). 1. Музыкально вокальное произведение в драматической форме; драматическое произведение, в котором речи действующих лиц поются с сопровождением оркестра. Лирическая опера. Комическая… …   Толковый словарь Ушакова

  • ОПЕРА — все равно что супруг с иноземным титулом: содержать его дорого, понять трудно, поэтому лезешь из кожи, чтобы не ударить лицом в грязь. Кливленд Амори Главная цель постановщика оперы устроить так, чтобы музыка никому не мешала. Видоизмененный… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • ОПЕРА — ОПЕРА, ы, жен. 1. Музыкально драматическое произведение, в к ром действующие лица поют в сопровождении оркестра. Русская классическая о. Новая постановка оперы. 2. Представление такого произведения на сцене. Петь в опере. Солист оперы. Билет на… …   Толковый словарь Ожегова

  • ОПЕРА — жен., итал. музыкальное драматическое сочиненье, на данные слова, которые зовут либретто, текст. Оперные певцы. Оперист, сочинитель опер; оперистка, оперная певица. Оперетка ·умалит. подходит иногда ближе к водевилю. Толковый словарь Даля. В.И.… …   Толковый словарь Даля

  • Опера — (итал. opera, букв. – сочинение) – музыкально театральное произведение, сочетающее сольное, ансамблевое и хоровое пение, инструментальную музыку, сценическое и декоративное искусства. Состоит из арий, речитативов, вокальных ансамблей, хоров,… …   Энциклопедия культурологии


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»