Могилы

Могилы
Могилы. - С какого времени человек стал заботиться о своих мертвых,сказать трудно. Некоторые археологи полагают, что он не прилагал ещетаких забот в течение древнейшего каменного, так назыв. палеолитическоговека. Мнение это основывается на том, что до сих пор, в Европе покрайней мере, не было найдено М. несомненно относящихся к этойотдаленной эпохе. Находили, правда, человеческие костяки в пещерах(напр. в франц. пещерах Cro-Magnon), в слоях, заключающих в себе остаткипалеолитической культуры; но присутствие их там объясняется вероятнеепогребением их уже в более позднюю, неолитическую эпоху, когда обычайпогребения в пещерах был очень распространен и при этом моглипользоваться и пещерами, служившими для обитания в предшествовавшуюэпоху. В древнейшую эпоху своей культурной жизни человек, может быть,уходил от умерших, переселялся на другое место, как это делали ещенедавно некоторые дикари в Америке, Сибири и т. д. Отсутствиепогребения, в настоящем смысле этого слова, характеризует и некоторыенароды, стояние на несколько высшей стадии культуры. Так, у монголовмертвых просто выносят в степь и оставляют там на съедение зверям(особенно собакам) и птицам, причем считается хорошим признаком, еслитруп будет скоро съеден, тогда как долгое сохранение его вызывает толки,что умерший был большой грешник, и потому его не хотят даже пожиратьживотные. Живущие в Индии и Персии парси (огнепоклонники) также нехоронят своих покойников, а имеют круглые каменные ограды или башни (безкрыши), в которые опускают трупы, предоставляя их на съедение грифам,коршунам и другим хищным птицам. В заботах об умершем выражаются двачувства: с одной стороны - любовь и сознание своего долга к покойному, сдругой - боязнь его, опасение вызвать с его стороны недовольство,неприязнь, месть. Страхом перед умершими объясняются многие похоронныеобычаи, напр. крепкое завязывание покойника в кожу или одеяло, иногдадаже перед последним издыханием (как это было в обычае у некоторыхплемен американских индейцев и др.); возможно скорое погребение его илибегство из данного места и оставление умершего в его шалаше; вынесениеумершего не через дверь, а через нарочно прорезанное отверстие, котороепотом заделывается (обычай, существующий как у америк. индейцев, так и умногих наших северных инородцев и вызываемый опасением, как бы умершийне вернулся обратно); избежание встречи с покойником, запирание ворот повыносе тела, очищение после похорон огнем или водой; погребение сумершим принадлежавших ему или любимых им вещей, также жен илипредметов, способных обеспечить его существование или необходимых емудля воображаемого переезда на тот свет; умилостивительныежертвоприношения, поминки, выставление пищи в доме в известные дни и т.п.; наконец, самое погребение (похороны, xopонениe, прятание) подальше,в пещере, лесу, в глубокой яме, под большой насыпью и т. д. У иныхнародов, впрочем, умерших хоронят поблизости, даже под самым жильем, чтов особенности применяется к умершим детям. Позже, с развитиемрелигиозных воззрений, вводятся иные обычаи, например помещение умершегов лодку и пускание последней в море, или сожжение трупа на костре, или,напротив, заботливое сохранение трупа, посредством его высушивания,мумифицирования, бальзамирования. В случае трупосожжения, оставшийсяпепел, обгорелые кости и вещи обыкновенно собираются в сосуд (урну) илипросто в кучу и предаются также погребению. У некоторых народовсуществует двойное погребение: первое - временное, покуда не разложатсяи не истлеют все мягкие части трупа, после чего кости вынимают, очищают,иногда окрашивают в красный цвет и погребают уже окончательно. У другихнародов, если одноплеменник погиб на чужбине, дома устраивается мнимоепогребение: делается могила и в нее кладутся вещи, принадлежавшиеумершему. Вообще говоря, могила устраивается наподобие жилища, нынешнегоили некогда бывшего в употреблении. Такой характер имеют, напр.,погребальные пещеры (соответствующие жилым пещерам), катакомбы имегалитические гробницы или дольмены (как бы искусственные пещеры), М. вземле (соответствующие землянкам, особенно М. магометан, у которых изямы делается ниша в сторону, где и полагается умерший), М. под насыпью(напоминающей чум, юрту, шатер), М. над поверхностью земли, на помостахили в особых хижинах (как у некоторых сибирских инородцев) и т. д. Гроб- из досок, выдолбленного ствола (колоды), камня (саркофаг), глины и т.д. - вошел в употребление уже на более высоких стадиях культуры; убольшинства народов труп обкладывается только несколькими досками, илинад ним устраивается род шалаша (из стволов, брусьев), или он простозасыпается землей (иногда известного рода - напр., красной глиной), илизаливается известкой и т. п. Исследование М. представляет вообщезначительный интерес - в этнографическом, археологическом,антропологическом отношениях. С одной стороны, в М. находят остаткисамих умерших, их кости, черепа, иногда остатки волос, а в некоторыхслучаях целые мумифицированные трупы, которые могут дать некотороепонятие о типе погребенных, следовательно о типе многих древних иисчезнувших уже народов; с другой стороны обстановка М., находимые в нихвещи - орудие, оружие, украшение, посуда, кости животных и т. д. -знакомят нас, до известной степени, с бытом народа, его промышленностью,искусством, торговыми и иными сношениями, отчасти верованиями и т. д.Благодаря лишь раскопкам и изучению содержания М. удалось получить болееполное понятие о быте и отчасти истории древних египтян, о культуредревних перуанцев, отчасти также классических народов, скифов, древнихгерманцев и славян, многих финских и тюркских народов. Изучение М.затрудняется, с одной стороны, уничтожением многих М. (от времени, отраспахивания и расхищения их человеком; М., в которых находились ценныевещи, напр. золотые, очень часто оказываются расхищенными, иногда,по-видимому, еще в древние времена), с другой - трудностью определитьэпоху погребения и принадлежность их тому или другому народу. Для эпохболее поздних и для стран, находившихся в торговых сношениях скультурными, определению времени значительно способствуют монеты,находимые иногда в М.; но для более ранних эпох мы не имеем такихпоказателей и должны руководствоваться только характером и стилемполагавшихся с умершими изделий, что часто не дает возможности точноопределить эпоху. В некоторых М. - напр. Египта, Малой Азии, Греции,Крыма, Новороссии - были найдены весьма ценные предметы древнегоискусства, во многих других - интересные образцы древнего вооружения,украшений, керамики, разные религиозные символы и амулеты, фрагментытканей и т. п. В Зап. Европе древнейшие М. были найдены в пещерах идольменах; они относятся к неолитической эпохе и началу бронзового века.Затем идут М. в земле, без насыпи и под насыпью, относящиеся кбронзовому и железному векам. М. под насыпью известны на Западе подназванием tumuli (ед. ч. tumulus), в Англии barrows, в Соед. Шт. Амер.mounds, в Германии - Hugelgraber. Изучение их в Европе дало много ценныхданных для познания быта и культуры начала средних веков, древнихгерманцев, бриттов и т. д. В России, кроме немногих дольменов (наКавказе и в Крыму), погребальных пещер (там же), катакомб (в Крыму),древние М. можно отнести к двум главным типам - могильники и курганы.Могильники - это кладбища, в которых отдельные М. слабо обозначены,насыпи их часто слились в одну сплошную возвышенность, а иногда и необозначены вовсе явственными наружными признаками, так что М. этого родаоткрываются лишь случайно (при пахании, напр., земли). Вообще говоря,могильники древнее курганов, хотя это и нельзя утверждать относительновсех последних. В средней, восточной и западной Poccии могильникихарактеризуют эпоху примерно VI - Х вв. и заключают в себе остаткиразличных финских, литовских и славянских народностей, большей частью соследами погребения, но иногда и трупосожжения (могильники люцинский,ашераденский в зап. России, лядинский, курманский - в средней,ананьинский, котловский - в восточной России, М. Польши с урнами и др.).Курганы средней и зап. России представляют собой насыпи, более или менеевысокие (но редко значительные), под которыми полагался умерший. Чащевсего встречается одиночное погребение, но иногда находят несколькокостяков под одной насыпью и на одном уровне. В разных местностяхкурганы называются различно: курганы, могилы, сопки, мары, панки и т. д.Народ приписывает их обыкновенно литовцам, шведам, французам и т. д.,но, несомненно, что это М. гораздо более древние, и заключают в себеостатки славян, финских и тюркских народностей IX - XIII вв., а наВостоке - и более поздних эпох (вообще обычай насыпать курганы сталисчезать с распространением христианства). В южной России были находимыкурганы даже каменного века (костяки в скорченном положении, с каменнымипри них орудиями) и начала бронзового (каменные и бронзовые орудия,черепа и костяки иногда окрашены красной охрой). Особенно замечательныкурганы скифскиe, иногда громадных размеров, с большими могилами назначительной глубине и со многими погребениями (иногда как бы какого-тоцаря или князя, с царицей, рабами, конями, массой золотых украшений,оружием, металлическими сосудами, глиняными амфорами и т. д.); раскопкиэтих курганов дали ряд ценных художественных изделий греческой работы IV- III вв. до Р. Хр. Там же встречаются М. и более поздних времен,славянской и тюркской эпохи, с иного рода оружием и посудой, ссеребряными украшениями, иногда с монетами, конем и т. д. Ряды кургановхарактеризуют вообще южноpyccкие степи, особенно Новой России, а такжеприкавказские, приуральские, западносибирские; но они встречаются и вомногих других местностях России, преимущественно вдоль рек, служившихпутями расселения и торговли. Сообразно различным областям и эпохам ипринимая во внимание обстановку погребений и характер вещей в М., можноразличать многие группы курганов: каменного века, бронзового, скифские,скифосарматской эпохи (?), славянские (древлян, северян, кривичей и т.д.), литовские, мерянские, московские и мн. др. В Сибири (напр. вМинусинском крае) встречаются М., обставленные кругом высокими камнями(так наз. "маяки") и часто заключающие в себе медные орудия и оружие,кельты, кинжалы, ножи и т. д. Массой бронзовых изделий особого типахарактеризуются также могильники Кавказа, Осетии, Чечни, Закавказья,исследованные преимущественно в течение последних пятнадцати лет.Сведения о русских курганах и вообще о результатах исследований древнихМ. в России разбросаны в "Отчетах" и др. изданиях Имп. археол. комиссии,в "Трудах" русск. археол. съездов, в изданиях московского,петербургского, одесского, казанского, киевского и другихархеологических обществ, также в разных финляндских, прибалтийских,польских и сибирских изданиях. Д. Анучин.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "Могилы" в других словарях:

  • Могилы — Герб Петра Могилы Могила (Мовилэ, Мовила, Мовилешть, Movileşti)  молдавская и валашская боярская фамилия XVI XVII вв. Впервые упоминается в документах под …   Википедия

  • Могилы — С какого времени человек стал заботиться о своих мертвых, сказать трудно. Некоторые археологи полагают, что он не прилагал еще таких забот в течение древнейшего каменного, так назыв. палеолитического века. Мнение это основывается на том, что до… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Могилы слепых мертвецов — La Noche del terror ciego …   Википедия

  • Могилы (род) — Герб Петра Могилы Могила (Мовила, Мовилешть, Movileşti)  молдавская …   Википедия

  • Могилы — или погребальные места. см …   Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

  • Могилы — – согласно Уставу Врачебному должны быть глубиною не менее 2 х аршин с половиною и должны быть зарыты в уровень с поверхностью земли; надгробные камни (в монастырях и при церквах) полагается класть в уровень с землею. В Петербурге… …   Полный православный богословский энциклопедический словарь

  • Каменные могилы — Координаты: 47°18′25″ с. ш. 37°04′39″ в. д. / 47.306944° с. ш. 37.0775° в. д.  …   Википедия

  • От колыбели до могилы — Cradle 2 the Grave Жанр боевик боевые искусства триллер …   Википедия

  • Возвращение живых мертвецов 5: Рэйв из могилы — Return Of The Living Dead 5: Rave To The Grave …   Википедия

  • Черноморский государственный университет имени Петра Могилы — (ЧГУ им. Петра Могилы) Оригинальное название Чорноморський державний університет імені Петра Могили Международное название Petro Mohyla Black Sea State Universit …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»