Мистерии

Мистерии
Мистерии (Musthria, тайное служение) древней Греции представляюторигинальный эпизод в истории религий и во многих отношениях до сих порявляются загадками. Сами древние придавали громадное значение М. : лишьпосвященные в них, по словам Платона, блаженствуют после смерти, а поутверждению Цицерона М. учили и жить хорошо, и умирать с благиминадеждами. Установление их восходит ко временам отдаленной древности; висторические времена, особенно с VI в. по Р. Хр., их число все более иболее увеличивалось; в конце IV в. до Р. Хр. не быть посвященным вкакие-нибудь М. служило признаком неверия или индифферентизма. Отдельныевиды М., называвшиеся teletai orgia (оргии) у греков, initia у римлян,указывают на присутствие в М. высшего религиозного знания и обновлениячерез него (teleth, initium), а также сильной возбужденности или экстаза(orgia). Очищения, искупительные жертвы и отчасти покаяние в грехах содной стороны, процессии, песни, танцы, различные иные проявленияэкстаза - с другой, составляли существенное содержание М. Сюдаприсоединяется элемент символизма и аллегории, получающий выражение в"действиях" (drwmena) и "словах" (legomena) М., под которыми разумелсябогослужебный ритуал М., с его зрелищами, песнопениями, музыкою иоркестикою. Самое проникновение в М. для участников в них былопостепенное; обыкновенно различались две степени - предварительноепосвящение, делавшее участника мистом (mustiV), и окончательноесозерцание М. (epopteia), делавшее его эпоптом. Лишь последний могсделаться мистагогом, т. е. быть руководителем других в М. Учение,проводившееся в М., было по-видимому, более одухотворенное и отчастиспекулятивное, в сравнении с народной верою; оно не проповедовалосьдогматически, но проводилось в сознание участников М. путем различныхзрелищ и драматических действий. Строгая тайна вменялась в обязанностьучастникам М. Уважение к М. было так велико, что в то время какобыкновенные мифы могли безнаказанно подвергаться пародиям в комедиях ит. п., относительно М. такие поступки считались кощунством, влекущим засобою тяжкие наказания (ср. Алкивиад, 1, 450). М. были илигосударственные, происходившие согласно государственным установлениям(напр., флевзинские), или дозволенные исключительно для лиц одного пола(дионисии, фесмофории), или наконец, незаконные, иногда дажепреследуемые (таковы были орфические М., М. Котитто, Митры, Кибелы идр.). Важнейиние М.: 1) евлезинские М. Они совершались ежегодно в честьДеметры и Коры (Персефона), в Елевзисе; местом происхождения их считаютЕгипет; в Греции они были известны еще в доисторические времена. Главноесодержание их - миф о похищении Персефоны. Наиболее важные литургическиефункции предоставлялись древним афинским родам Евмолпидов и Кириков.Важнейшими лицами при М. были, иерофант и иepoфантида, посвящавшиежелающих в М., дадух или факелоносец и дадухуза, иерокерак,произносивший при богослужении молитвы и формулы и др. Посвящаться могливсе эллины, без различия общественного положения, пола, племени илигосударства, позже доступ получили и римляне. Лица порочные ипреступники не могли быть посвящены. Желающий посвятиться брал вруководители мистагога из афинских граждан и допускался к малым М. затемуже к великим, между этими 2-мя степенями промежуток не менее года.Посвящаемые совершали жертвоприношения и затем вступали в храм, где вглубоком мраке ночи совершали переходы из одной части святилища вдругую; по временам разливался ослепительный свет и раздавались страшныезвуки. Эти эффекты производились различного рода техническимиприспособлениями, но тем не менее производили подавляющее впечатление.Страшные сцены сменялись светлыми, успокоительными: открывались двери,за которыми стояли статуи и жертвенники; при ярком свете факеловпосвящаемым представлялись украшенный роскошными одеждами; изображениябогов. С елевзинскими М. соединены были афинские малые и великие М.Первые состояли, главным образом, в очищениях водою Илисса; в составвторых входили торжественные процессии в елевзис, очищения морскойводою, мистические обряды в храме Деметры в присутствии одних лишьпосвященных и состязания. Драматические представления воспроизводилиперед мистами весь миф о Деметре; при этом им показывались священныепредметы, скрытые от посторонних глаз, и раскрывались тайны, т. е.,вероятно, священные предания и мифы, неизвестные народу. 2)Самофракийские М. связаны были с культом кабиров. Здесь был особый жрец,очищавший убийц; от посвящаемых требовался род исповедания грехов. ЭтиМ., по верованию древних, предохраняли от опасностей, особенно на море.3) Критские М. Зевса и куретов основаны были на мифе о воспитании Зевсана Крите у куретов. Они были открыты для всех. 4) Орфические М. являлисьсобраниями замкнутого общества последователей учения, приписывавшегосяОрфею. На посвященных налагались разные аскетические обязанности.Орфические М. были связаны с мифами о Дионисе Последние послужилиисходным пунктом и для ряда других мистически-оргиастических празднеств,из которых особенно выдаются вакханалии. Схожи по характеру празднествав честь Котито, Кибелы и др. До начала XIX века ученые видели в М.эзотерическое религиозное учение, отличное от народной веры ипередававшееся из века в век среди жрецов. Но известное соч. Chr. A.Lobeck'a ("Aglaophamus sive de theologiae mysticae Graecorum causis",Кенигсберг, 1829) доказало связь М. с обычным культом богов у древнихгреков. Русский ученый И. И. Новосадский пришел к заключению, что велевзинских М. проводилось особое учение, освещавшее те запросы мыслидревнего эллина на которые не давала решения общая, всем открытаянародная эллинская религия. Ср. Petersen "Der geheime Gottesdienst beiden Griechen" (Гамб., 1848); Haupt, "De mysteriorum Graecorum causis etrationibus" (1853); Rinck, "Ueber die ethische Bedeutung dergriechischenMysterien" ("Verhandl. d. Basl Phil Vers." 1847), Du Prel,"Die Mvstik d. alten Griechen", (1888); I Preller, "Demeter u.Persephone" (1837); Н. И. Новосадский, "Елевсинские мистерии" (СПб.,1887); A. Nebe, "De mysteriorum Eleusiniorum tempore et administrationepublica" (1886); E. Kobde, "Psyche" (1890 - 93); Rubensohn, "DieMysterienheiligthHmer in Eleusis und Samothrake" (1892); Aurich, "Dasantike Mysterien wesen in seinem Einfluss auf das Christentum" (1894). А. M. Д.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "Мистерии" в других словарях:

  • Мистерии — в античности тайные культы некоторых божеств. В Мистерии участвовали только посвященные, так называемые мистеристы. Мистерия состояли из ряда последовательных драматизированных действий, которые иллюстрировали мифы, связанные с божествами… …   Энциклопедия мифологии

  • МИСТЕРИИ — (от греческого mysterion тайна, таинство), тайные религиозные обряды, в которых участвовали только посвященные мисты. В Египте мистерии Исиды и Осириса, в Вавилонии мистерии Таммуза, в Греции Элевсинские мистерии (в честь Деметры и ее дочери… …   Современная энциклопедия

  • МИСТЕРИИ — (от греч. mysterion тайна таинство), тайные религиозные обряды, в которых участвовали только посвященные мисты. В Др. Египте мистерии Исиды и Осириса; в Вавилонии мистерии Таммуза; в Др. Греции Элевсинские мистерии, Орфические мистерии,… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Мистерии — ДРЕВНИЙ ВОСТОК И АНТИЧНОСТЬ. М. (от греческого mysterion «таинство») тайные, т. е. доступные лишь посвященным, культовые действа, в которых земледельческая обрядность ритуальной драмы сочетается с представлениями о «вечном блаженстве» избранников …   Литературная энциклопедия

  • Мистерии — (от греческого mysterion тайна, таинство), тайные религиозные обряды, в которых участвовали только посвященные мисты. В Египте мистерии Исиды и Осириса, в Вавилонии мистерии Таммуза, в Греции Элевсинские мистерии (в честь Деметры и ее дочери… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • МИСТЕРИИ — 1) у древних греков и римлян таинственный культ богов, состоявший в исполнении различных обрядов и мимических представлений, сюжетом которых служили мифы о жизни богов; 2) в средние века появились под названием м. в Зап. Европе духовн.… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Мистерии — (франц. mysreres, которое производят или от ministerium всмысле церковной службы, или от mysterium, musthrion таинство) главный вид средневековой религиозной драмы, название которого частораспространяется на весь род этих представлений. На… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • МИСТЕРИИ — «МИСТЕРИИ», Россия, ЛЕНФИЛЬМ/БАРМАЛЕЙ, 2000, цв., 80 мин. Фантазия. История тбилисского музыканта Ладо. В ролях: Нодар Каланадзе, Владимир Котляров, Зураб Кипшидзе (см. КИПШИДЗЕ Зураб Васильевич), Нато Мурванидзе (см. МУРВАНИДЗЕ Нато), Феликс… …   Энциклопедия кино

  • МИСТЕРИИ — см. Мистика. Философский энциклопедический словарь. 2010 …   Философская энциклопедия

  • Мистерии — Посвящение в дионисийские таинства. Фреска виллы Мистерий, Помпеи …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»