Корнель

Корнель
Корнель (Pierre Corneille) - знаменитый французский драматург, "отецфранцузской трагедии". Род. в Руане в 1606 г., умер в Париже в 1684 г.;сын чиновника; детство провел в деревне, учился в иезуитской школе,потом изучал право и получил место прокурора, очень мало, однако,интересуясь служебной карьерой. В 1629 г. он поставил свою первую пьесу- комедию "Melite", которая навлекла на себя характерный упрек в"слишком большой простоте плана и естественности языка". За неюпоследовал ряд комедий, загроможденных, по тогдашнему обычаю, разнымиинцидентами: "Clitandre ou L'Innocence delivree" (1632), трагикомедия,одно резюме которой у К. занимает 8 страниц; "La Veuve ou le Traitrepuni" (1633), основанная на недоразумениях и лживых признаниях; "LaGalerie du Palais", "La Suivante", "La Place Royale". Этими комедиями вдухе времени К. создал себе положение и расположил к себе Ришелье. С1635 г. К. пишет трагедии, сначала подражая Сенеке; к числу этих первых,довольно слабых попыток принадлежит "Medee". Затем, вдохновившисьиспанским театром, он написал "L'Illusion Comique" (1636), тяжеловесныйфарс, главное лицо которого - испанский матамор. В конце 1636 г.появилась другая трагедия К., составляющая эпоху в истории французскоготеатра: это был "Cid", сразу признанный шедевром; создалась дажепословица: "beau comme le Cid". Париж, а за ним вся Франция продолжали"смотреть на Сида глазами Шимены" даже после того, как парижскаяакадемия осудила эту трагедию, в "Sentiments de l'Academie sur le Cid":автор этой критики, Шаплен, находил выбор сюжета трагедии неудачным,развязку - неудовлетворительной, стиль - лишенным достоинства. Апогейтворчества К. - "Horace" (1640), "Cinna" (1640) и "Polyeucte". К тому жевремени относится женитьба К. на Marie de Lampriere, разгар его светскойжизни, постоянный сношения с отелем Рамбулье. Одна за другой появлялисьего прекрасные комедии "Le Menteur" и гораздо более слабые трагедии"Pompee", "Rodogune", "Theodore, vierge et martyre", "Heraclius". В 1647г. К. избран был членом французской академии. Появившиеся после тогопьесы "Andromede", "Don Sanche d'Aragon", "Nicomede" принадлежат, заисключением последней, к более слабым его произведениям. Начиная с 1651г. К. поддался влиянию своих друзей-иезуитов, пытавшихся отвлечь своегобывшего воспитанника от театра. К. занялся религиозной поэзией, как быдля искупления своего светского творчества прежних лет, и напечаталвскоре стихотворный перевод "Imitation de Jesus Christ". Перевод этот,очень посредственный в литературном отношении, имел огромный успех ивыдержал в 20 лет 130 изданий. За ним последовало несколько другихпереводов, сделанных также под влиянием иезуитов: панегирики Деве Марии,псалмы и т. д. Для театра К. написал еще "Pertharite", "Sertorius","Oedipe", "Sophonisbe", "Othon", "Agesilas", "Attila", "Tite etBerenice", "Pulcherie", "Surena" и др., но все эти произведениястареющего драматурга имеют очень мало достоинств. Последние годы жизниК. провел очень уединенно и был в крайне стесненных обстоятельствах.Только благодаря хлопотам друга его, Буало, К. назначена была маленькаяпенсия. Значение К. для французского театра заключается прежде всего ксоздании национальной трагедии. До К. театр был рабским подражаниемлатинской драме Сенеки, и даже такие талантливые предшественники К., какГарди, Гарнье, Ротру и др., не сумели сломить рамок условности,превращавшей трагедию в мертвую, сухую декламацию. К. первый оживилфранцузскую драму, привив ей испанский элемент движения и силы страсти;с другой стороны, он возобновил традиции классической драмы визображении страстей, глубоко человечных по своему существу, но стоящихвыше обыденной жизни по своей силе. Про творчество К. и его преемникаРасина некоторые критики говорят, что "К. рисует людей такими, как онидолжны были бы быть, а Расин - такими, каковы они в действительности".К. изображает идеальное человечество, героев с непреклонной волей висполнении самого сурового долга, и если это и придает некоторую сухостьего трагедиям, то она возмещается жизненностью трагических конфликтов,изображаемых поэтом. К. исходит из аристотелевского принципа, чтотрагедия должна воспроизводить важные события, что в ней должныдействовать сильные люди, душевные конфликты которых приводят к роковымпоследствиям. Но вместе с тем он помнит, что душу зрителя трогают толькобедствия, вытекающие из свойственных ему самому страстей. Эти принципыК. излагает в своих теоретических рассуждениях, т. е. в предисловиях ктрагедиям и в "Discoars snr le poeme dramatique", и воплощает в лучшихсвоих трагедиях. Все они проникнуты вечной борьбой долга и чувства;любовь противопоставляется долгу по отношению к родителям, патриотизм -семейным привязанностям, великодушие - внушениям государственнойполитики, преданность религиозной идее - увлечениям личного чувства и т.д. Только в "Сиде" победа остается на стороне любви, вносящей гармонию вразъединенные долгом души. В "Horace" первенствующее значение иокончательная победа принадлежат патриотизму; К. достигает высшегопафоса в изображении римского гражданина, старика Горация,предпочитающего смерть сына его позору, ставящего государство вышесемьи. В "Polyeucte" замечательна трагическая фигура мученика, внезапноосененного благодатью веры и находящего в ней силу стать выше земныхпривязанностей. Могучий стих К., по пластичности, выразительности и силе- единственный в своем роде. Умение заключить в одной фразе, в одномобороте речи отражение цельной человеческой души составляет характернуючерту К. Знаменитое "Qu'il mourut!" старика Горация, в ответ на вопрос,что мог сделать его сын, оказавшийся лицом к лицу с тремя противниками;поразительный контраста между словами Горация: "Albe vous a nomme - je ne vous connais plus" и ответом Куриация: "je vous connaisencore" - все это и многое другое носит на себе печать истиннойгениальности. Трагедии К. не свободны, однако, от крупных недостатков;замечательна также неровность его таланта. Эпитет "великого классика" К.заслуживает в сущности только четырьмя лучшими своими трагедиями.Библиография изданий соч. К. и литературы о нем наиболее полна у Picot,"Bibliographie cornйlienne" (П. 1875). Главнейшие соч. о К.: Fontenelle,"Vie de CorneiIe" (изд. 1685, 1729, 1742); abbe Goujel, "Biblioth.franc" (т. XVIII); Guizot, "Corneile"; Taschereau, "Histoire de la vieet des ouvrages de P. Corneille"; Bouquet, "Points obscurs de la vie deC."; E. Desjardins, "Le grand C. historien"; J. Levallois, "C. inconnu"(П., 1876). Пьесы К. переведены на русский яз. : Я. Б. Княжниным, "Сид"(СПб. 1779); "Смерть Помпеева" (СПб. 1779); "Цинна или Августовомилосердие" (СПб. 1779); "Родогуна" (М. 1788) и Е. Барышевым, "Сид"(СПб. 1881) и "Родогонда" (СПб. 1881). З. В.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "Корнель" в других словарях:

  • Корнель — Корнель, Пьер Пьер Корнель Пьер Корнель (фр. Pierre Corneille; 6 июня 1606, Руан  1 октября 1684, Париж)  знаменитый французский драматург, «отец францу …   Википедия

  • Корнель — Пьер (Pierre Corneille, 1606 1684) французский драматург. Р. в Руане; происходил из кругов судейской буржуазии; сын адвоката. Получив образование в иезуитской школе, К. изучил право и был принят в корпорацию адвокатов. Первая пьеса его… …   Литературная энциклопедия

  • Корнель — Корнель, Пьер (1606 1684) в истории французского театра занимает одно из первых мест, как создатель национальной трагедии. До него французская драма была рабским подражанием латинским образцам. Корнель оживил ее, ввел в нее движение и страсть,… …   1000 биографий

  • КОРНЕЛЬ — (Corneille) Пьер (1606 1684), французский драматург, представитель классицизма. Трагический конфликт страсти и долга в основе трагикомедии Сид (поставлена и издана в 1637), первого образца классицистического театра. Тема государства как высшего… …   Современная энциклопедия

  • Корнель П. — Пьер Корнель Пьер Корнель (фр. Pierre Corneille; 6 июня 1606, Руан  1 октября 1684, Париж)  знаменитый французский драматург, «отец французской трагедии». Член Французской Академии (1647). Содержание …   Википедия

  • Корнель — I Корнель (Corneille)         Пьер (6.6.1606, Руан, 1.10.1684, Париж), французский драматург. Член Французской академии с 1647. Сын адвоката. Литературную деятельность начал с галантных стихов, за которыми последовали комедии «Мелита, или… …   Большая советская энциклопедия

  • Корнель Пьер — Корнель (Corneille) Пьер (6.6.1606, Руан, ≈ 1.10.1684, Париж), французский драматург. Член Французской академии с 1647. Сын адвоката. Литературную деятельность начал с галантных стихов, за которыми последовали комедии «Мелита, или Подложные… …   Большая советская энциклопедия

  • Корнель де Лион — Корнель де Лион. Портрет мальчика. Бостонский музей изящных искусств. Корнель де Лион (Corneille de Lyon) (около 1505 — около 1574), французский живописец эпохи Возрождения. Мастер реалистического портрета. Небольшим погрудным портретам… …   Художественная энциклопедия

  • Корнель де Лион —         (Corneille de Lyon) (около 1505 около 1574), французский живописец эпохи Возрождения. Мастер реалистического портрета. Небольшим погрудным портретам Корнель де Лион ( Герцог Ангулемский и Маргарита Валуа оба в Музее Конде, Шантийи;… …   Художественная энциклопедия

  • Корнель Пьер — (Corneille) Корнель (Corneille) Пьер (1606 1684) Французский драматург. Афоризмы, цитаты • Самые приятные удовольствия наши не лишены грусти. • Так со смертными судьба порой играет: • То вознесет их вверх, то в пропасть низвергает. • И так… …   Сводная энциклопедия афоризмов


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»