Челпанов Георгий Иванович

Челпанов Георгий Иванович
Челпанов (Георгий Иванович, родился в 1862 г. в Мариуполе) - современный ученый. Среднее образование получил в мариупольской гимназии. Окончил курс в Новороссийском университете на историко-филологическом факультете. В 1890 г. начал преподавание философии в Московском университете в качестве приват-доцента. В 1892 г. перешел в Киевский университет святого Владимира, где в настоящее время состоит профессором философии. Главнейшие работы Челпанова: "Проблемы восприятия пространства" (1-я часть, Киев, 1896, магистерская диссертация); "Мозг и душа" (СПб., 1900); "О памяти и мнемонике" (СПб., 1900). Статьи по психологии и философии Челпанов помещал в журналах "Русская Мысль", "Вопросы философии и психологии", "Мир Божий" и в "Киевских Университетских Известиях"; в последнем издании Челпанов помещал весьма ценные обзоры новейшей литературы по психологии, теории познания и трансцендентальной эстетике Канта. С 1897 г. Челпанов руководит психологической семинарией при университете святого Владимира (см. "Отчет о деятельности психологической семинарии при университете святого Владимира за 1897 - 1902 годы", Киев, 1903). Книга Челпанова "Мозг и душа" - ряд публичных лекций, читанных в Киеве в 1898 - 1899 гг.; автор дает критику материализма и очерк некоторых современных учений о душе. Критическая часть работы выполнена обстоятельнее, чем положительная; критикуя учение о параллелизме и о психическом монизме, автор заканчивает свое исследование словами: "дуализм, признающий материальный и особенный духовный принцип, во всяком случае лучше объясняет явления, чем монизм". В "Проблемах восприятия пространства в связи с учением об априорности и врожденности" Челпанов в главнейших чертах защищает точку зрения, которую высказал Штумф в своей книге: "Ursprung der Raumvorstellung". По существу это - теория нативизма, утверждающая, что пространство в психологическом отношении есть нечто непроизводное; представление о пространстве не может быть получено из того, что само по себе не обладает протяженностью, как это утверждают генетисты. Пространство есть такой же необходимый момент ощущений, как и интенсивность; интенсивность и протяженность составляют количественную сторону ощущения и одинаково неразрывно связаны с качественным содержанием ощущения, без которого они немыслимы. Отсюда следует, что все ощущения обладают протяженностью; но вопроса об отношении этих протяженностей ближайшим образом Челпанов не рассматривает. Но все содержание протяженности, как оно является в развитом сознании, Челпанов признает непроизводным, а лишь плоскостную протяженность; из нее путем психических процессов вырастают сложные формы восприятия пространства. Представление глубины есть продукты переработки опыта плоскостной протяженности. Сущность непроизводной протяженности Челпанов видит во внеположности, а глубина есть преобразование этой внеположности или плоскостной протяженности. От Штумфа Челпанов отступает в том, что первый сближает качество ощущений с протяженностью, полагая, что различию мест в пространстве соответствует различие качеств; поэтому Штумф отрицает теорию Лоце о локальных знаках. Челпанов, наоборот, полагает, что теория локальных знаков может быть соединена с учением о непроизводности восприятия протяженности и что хотя локальные знаки и не являются необходимой составной частью первоначального представления о пространстве, но в расширении и развитии этого представления им принадлежит важная роль. Первая половина работы Челпанова посвящена обстоятельному изложению теорий нативизма и генетизма, в лице главнейших представителей этих учений. Философские свои воззрения Челпанов высказал в книге "О современных философских направлениях" (Киев, 1902). Автор доказывает мысль, что ныне возможна только идеалистическая философия. Философия есть метафизика. Особого метода она не имеет. Предмет философии - "исследование природы вселенной"; философия есть система наук, но этого не следует понимать в духе позитивизма. Главный недостаток позитивизма состоит в том, что у него нет теории познания; поэтому позитивизм должен был перейти в иную форму. Челпанов следит за различными формами философской мысли в XIX веке, а именно за агностицизмом, неокантианством, метафизикой, как она выразилась у Гартмана и у Вундта. "В настоящий момент всякого ищущего научно-философского мировоззрения может наиболее удовлетворить именно метафизика Вундта или вообще построение, совершающееся по этому методу. Мировоззрение может быть удовлетворительным, если оно идеалистическое. Если же оно вдобавок построено на реалистических началах, то это оказывается как раз в духе нашего времени" (стр. 107). Таким образом Челпанов объявляет себя последователем Вундта, и критика мировоззрения Вундта в то же время будет и критикой философии Челпанова. Э. Радлов.

Биографический словарь. 2000.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "Челпанов Георгий Иванович" в других словарях:

  • Челпанов, Георгий Иванович — Георгий Иванович Челпанов Дата рождения: 16 (28) апреля 1862(1862 04 …   Википедия

  • Челпанов Георгий Иванович — (1862–1936) русский психолог и философ. Критикуя материализм («Мозг и душа», 1900), Ч. пытался построить психологию на основе концепции «эмпирического параллелизма» души и тела, восходящей к психофизическому параллелизму В. Вундта. Он считал, что …   Большая психологическая энциклопедия

  • ЧЕЛПАНОВ Георгий Иванович — (род. 1862 – ум. 1936) рус. философ, психолог и логик. В психологии развивал теорию эмпирического параллелизма души и тела, восходящую к психофизическому параллелизму В. Вундта. Область общей психологии, по Челпанову, должна быть свободна от… …   Философская энциклопедия

  • ЧЕЛПАНОВ Георгий Иванович — (1862 1936) российский психолог и логик, основатель и директор Московского психологического института (1912 23). Сторонник психофизического параллелизма. Труды по экспериментальной психологии …   Большой Энциклопедический словарь

  • Челпанов Георгий Иванович — (1862 1936) русский философ и психолог, создатель первого в России института экспериментальной психологии при Московском университете (1914 г.). Популяризатор психологической науки и автор ряда учебников по психологии. Опирался в своих… …   Психологический словарь

  • Челпанов Георгий Иванович — [16(28).4.1862, Мариуполь, ‒ 13.2.1936, Москва], русский психолог и философ, логик, Профессор Киевского (1892‒1907) и Московского (1907‒23) университетов. Основатель (1912) и директор (до ноября 1923) Московского психологического института ‒… …   Большая советская энциклопедия

  • Челпанов, Георгий Иванович — (род. в 1862 г. в Мариуполе) современный ученый. Среднее образование получил в мариупольской гимназии. Окончил курс в новороссийском университете на историко филологическом факультете. В 1890 г. начал преподавание философии в московском… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Челпанов Георгий Иванович — (1862 1936), психолог и логик, основатель и директор Московского психологического института (1912 23). Сторонник психофизического параллелизма. Труды по экспериментальной психологии. * * * ЧЕЛПАНОВ Георгий Иванович ЧЕЛПАНОВ Георгий Иванович [16… …   Энциклопедический словарь

  • Челпанов Георгий Иванович — Георгий Иванович Челпанов (16 (28) апреля 1862(18620428), Мариуполь  13 февраля 1936, Москва)  русский философ и психолог. Среднее образование получил в мариупольской гимназии. После окончания гимназии, в 1862 г. поступил на историко… …   Википедия

  • ЧЕЛПАНОВ Георгий Иванович — (1862 1936), русский философ, психолог. Родился 16 апреля 1862 в Мариуполе. Окончил историко филологический факультет Новороссийского университета в Одессе (1887). Его учителем был Н.Я. Грот. С 1890 приват доцент Московского университета. В 1897… …   Энциклопедия Кольера


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»