Тотлебен Эдуард Иванович

Тотлебен Эдуард Иванович
Тотлебен (граф Эдуард Иванович, 1818 - 1884) - знаменитый военный инженер. Болезнь сердца помешала Тотлебену окончить полный курс наук в Инженерном училище; он был зачислен в Рижскую инженерную команду, а в 1840 году переведен в учебный Саперный батальон. Здесь он обратил на себя внимание генерала Шильдера , от которого получил поручение заняться трубной минной системой; для дальнейшего его исследования Тотлебен был послан с командой саперов в Киев, где заведовал работами при производстве в обширных размерах опытов подземной войны. В 1848 году Тотлебен отправился на Кавказ и принял там участие в нескольких экспедициях. Содействовал успешному ходу осады Гергебиля, где он в 80 саженях от стен аула заложил летучей сапой брешь - батарею. В 1849 году заведовал всеми работами по осаде укрепления Чох; совершив смелую ночную рекогносцировку перед фронтом укрепления, он заложил в 30 саженях от укрепления передовую параллель с 2 брешь-батареями. По возвращении с Кавказа Тотлебен был назначен адъютантом к генералу Шильдеру, а в 1851 году перешел в гвардейские инженеры и поселился в Петербурге, где руководил практическими работами гвардейского саперного батальона во время лагерных сборов. В начале 1854 года Тотлебен был вызван в главную квартиру Дунайской армии и здесь исполнил ряд поручений генерал-адьютанта Шильдера, совершил под огнем турецких батарей ряд блестящих рекогносцировок и выработал план атаки укреплений при Калафате. С началом подготовительных работ по осаде Силистрии Тотлебен был назначен траншей-майором. Когда генерал Шильдер был ранен, Тотлебен принял заведование всеми работами и 7-го июня взорвал весь фронт передового укрепления Араб-Табия. Когда осада Силистрии была снята, Тотлебен был послан в Севастополь, где ожидалась высадка неприятеля. Сначала главнокомандующий, князь Меншиков , полагал, что союзники, за поздним временем года, не решатся предпринять высадку в Крым, и отклонил предложение Тотлебена немедленно приступить к оборонительным работам. Они были начаты только тогда, когда высадка уже состоялась. Тотлебен расширил фронтальную позицию на линии Северного укрепления и почти заново создал оборонительную линию на южной стороне. За недостатком времени нельзя было и помышлять о возведении сильных и правильных укреплений; приходилось работать одновременно на всех пунктах, пользуясь всякими средствами, между прочим - и вооружением утратившего теперь свое прямое назначение флота. При устройстве своей оборонительной линии Тотлебен принял в основание следующие начала: избирается ближайшая к городу позиция, обусловленная существующими укреплениями, и на главных ее пунктах выставляется сильная артиллерия; эти пункты соединяются траншеями для ружейной обороны и для помещения прикрытий; между главными пунктами кое-где ставятся еще отдельные батареи; таким образом все подступы к городу должны получить сильную фронтальную и фланговую оборону пушечным и ружейным огнем. Работа велась беспрерывно днем и ночью. В короткое время там, где незадолго до того неприятельские рекогносцировки обнаруживали лишь слабые укрепления с большими ничем не защищенными промежутками, выросла сплошная оборонительная линия. Союзники вынуждены были отказаться от намерения взять Севастополь открытой атакой и 28 сентября начали свои осадные работы. Первое бомбардирование Севастополя 5 октября показало силу севастопольских укреплений и их выгодно направленного артиллерийского огня. Тогда неприятель обратился к подземной войне и задумал взорвать 4-й бастион, но и здесь Тотлебен его предупредил, встретив неожиданно искусно подготовленной сетью минных галерей. 8 июня Тотлебен был ранен в ногу пулей навылет, но, несмотря на болезненное состояние, продолжал руководить оборонительными работами, пока состояние его здоровья настолько ухудшилось, что он был вынужден оставить Севастополь. После падения Севастополя Тотлебен, назначенный генерал-адьютантом, был вызван в Николаев для приведения его в оборонительное положение. Объяснительная записка Тотлебена по вопросу об укреплении Николаева представляет одну из самых ценных его научных работ. Идеи, высказанные им здесь под свежим впечатлением пережитых боевых опытов, открывают новую эру в фортификационном искусстве и резко отступают от традиций, царивших до того времени даже во Франции, несмотря на опыты наполеоновских войн. Тотлебен указывает на необходимость иметь систему фортов с промежуточными артиллерийскими позициями, к которым должны подходить железные дороги; рассматривает значение фортов, как главных опорных пунктов борьбы, и выясняет распределение всех родов оружия и роль каждого из них. По возвращении в Петербург Тотлебен принял на себя заведование усилением Кронштадтских укреплений, после чего в течение 2 лет занимался изучением крепостей Германии и Франции и организации там инженерного дела. В 1859 году Тотлебен назначен директором Инженерного департамента, в 1863 году - товарищем Генерал инспектора по инженерной части. В 1863 году вследствие ожидавшихся политических осложнений, под наблюдением и руководством Тотлебена принят ряд мер по приведению в оборонительное положение наших крепостей; усилены Свеаборг, Динабург и Николаев, укреплены Выборг и устья Невы и Западной Двины; Кронштадт обеспечен от атаки флота. В 1869 году Тотлебен составил проект укрепления Киева. В качестве председателя Артиллерийской инженерной комиссии Тотлебен принял деятельное участие в вооружении наших крепостей нарезными орудиями. В то же время Тотлебен работал над реорганизацией наших инженерных войск соответственно новейшим требованиям военной науки. С 1871 по 1875 год Тотлебен был занят разработкой новой системы оборонительных линий, с их главными крепостными опорными пунктами. Для этой цели он произвел ряд изысканий у Брест-Литовска, Ковны, Белостока, Гониондза, Гродны, Дубна и Проскурова. В 1873 году в особом совещании о стратегическом положении России, под председательством Государя, был принят план Тотлебена, главные мысли которого были следующие: 1) усилить Новогеоргиевск, Ивангород и Варшаву передовыми укреплениями и построить передовые укрепления вокруг Бреста для прикрытия железных дорог; 2) укрепить Гродну, Ковну и позицию под Вильной, возвести укрепления y местечка Осовец и обеспечить переправу через реку Западная Двина у Риги; 3) построить укрепления впереди Дубна и Проскурова; 4) усилить передовыми укреплениями Бендеры и устроить укрепления y Очакова и Ямполя. Работы по исполнению этого плана были остановлены Восточной войной 1877 - 78 годов. В 1876 году Тотлебен был вызван в Ливадию и назначен Главным распорядителем по обороне Черноморского побережья. В Керчи, Очакове, Одессе и Севастополе Тотлебеном были установлены мины, возведены новые батареи и усилено вооружение. В конце 1876 года Тотлебен вернулся в Петербург и лишь 2 сентября 1877 года, когда осада Плевны затянулась, был вызван на театр военных действий, где принял руководство осадными работами под Плевной. После взятия Плевны Тотлебен был назначен начальником Восточного отряда, но 8 февраля был вызван в Петербург для совещания по вопросу о занятии Босфора и о закрытии его для английского флота, стоявшего у Принцевых островов. Назначенный вслед за этим главнокомандующим, Тотлебен, по прибытии к армии, нашел, что занятие Босфора около Буюк-дере, при невозможности заграждения пролива минами и обеспечения сообщения с нашими черноморскими портами, бесцельно и что в случае успешного штурма Константинополя выгоды будут иметь лишь временный характер, а в случае неудачи могут быть потеряны результаты предыдущей кампании. Ввиду этого задачей Тотлебена как главнокомандующего было поддержать нашу дипломатию во время ее переговоров о заключении окончательного мира, побуждая Турецкое правительство к скорому и точному выполнению русских требований, и руководить возвращением русских войск на родину. В то же время Тотлебен предложил ряд мер для подготовки Болгарии к самозащите после ухода наших войск. За заслуги во время войны 1877 - 78 годов Тотлебен награжден был орденами святого Георгия 2-й степени и Андрея Первозданного, а по случаю 25-летия со дня 1-го бомбардирования Севастополя возведен в графское достоинство. В 1879 году Тотлебен назначен был временным Одесским генерал-губернатором и командующим войсками Одесского округа; в 1880 году назначен на тот же пост в Северо-западный край (в Вильну). Главные научно-литературные труды Тотлебена: "Описание обороны Севастополя" (со многими сотрудниками, 1872); "Записка к проектам вооружения сухопутных крепостей"; "О вооружении приморских крепостей". Известный бельгийский инженер Бриальмон признает Тотлебена самым замечательным инженером XIX в. См. Шильдер "Граф Э.И. Тотлебен, его жизнь и деятельность"; A. Brialmont "Le general comte Totleben, sa vie et ses lravanx"; Дубровин "Материалы для истории Крымской войны и обороны Севастополя".

Биографический словарь. 2000.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "Тотлебен Эдуард Иванович" в других словарях:

  • Тотлебен, Эдуард Иванович — Эдуард Иванович Тотлебен Генерал инженер Э. И. Тотлебен Дата рождения 20 мая …   Википедия

  • Тотлебен Эдуард Иванович — [8(20).5.1818, Митава, ныне Елгава Латвийской ССР, ‒ 19.6(1.7).1884, Зоден, близ Франкфурта на Майне; похоронен в Севастополе], русский военный деятель, инженер генерал (1869), генерал адъютант (1855), граф (1879). Окончил Главное инженерное… …   Большая советская энциклопедия

  • ТОТЛЕБЕН Эдуард Иванович — (1818 84) граф (1879), российский инженер генерал (1869), почетный член Петербургской АН (1855). Руководил инженерными работами при обороне Севастополя 1854 55. В 1863 77 фактически глава военно инженерного ведомства. В русско турецкую войну 1877 …   Большой Энциклопедический словарь

  • Тотлебен Эдуард Иванович — (1818 1884), граф (1879), инженер генерал (1869), почётный член Петербургской АН (1855). Руководил инженерными работами при обороне Севастополя 1854 55. В 1863 77 фактически глава военно инженерного ведомства. В русско турецкую войну 1877 1878… …   Энциклопедический словарь

  • ТОТЛЕБЕН Эдуард Иванович — [08(20).05.1818, Митава, – 19.06(01.07).1884, Зоден, близ Франкфурта на Майне], российский военачальник и военный инженер, инженер генерал (1869), граф. Потомок древнего дворянского рода германского происхождения, выходцы которого в XVIII в …   Военный энциклопедический словарь

  • Тотлебен Эдуард Иванович — (граф, 1818 84) знаменитый военный инженер. Болезнь сердца помешала Т. окончить полный курс наук в инженерном учил.; он был зачислен в Рижскую инженерную команду, а в 1840 г. переведен в учебный саперный батальон. Здесь он обратил на себя… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Тотлебен, Эдуард Иванович — (граф, 1818 84) знаменитый военный инженер. Болезнь сердца помешала Т. окончить полный курс наук в инженерном учил.; он был зачислен в Рижскую инженерную команду, а в 1840 г. переведен в учебный саперный батальон. Здесь он обратил на себя… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Тотлебен Эдуард Иванович — …   Википедия

  • ТОТЛЕБЕН Эдуард Иванович — (1818 84), рос. военачальник, инж. ген. (1869). Окончил Гл. инж. уч ще (1836). В Крым. войну 1853 56 руководил инж. работами при обороне Севастополя. С 1859 директор Инж. деп. в Воен. мин… …   Военный энциклопедический словарь

  • Эдуард Иванович Тотлебен — (граф, 8 (20) мая 1818, Митава, ныне Елгава, Латвия  19 июня (1 июля) 1884, Бад Зоден, близ Франкфурта на Майне)  военный деятель России, знаменитый военный инженер генерал адьютант (1855), инженер генерал (1869). Содержание 1 Биография 1.1… …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»