Погодин Михаил Петрович

Погодин Михаил Петрович
Погодин (Михаил Петрович) - историк, археолог и журналист (1800 - 1875). Отец его был крепостной "домоправитель" графа Строганова . Обстановка барского двора, искательство отца у знатных и богатых не остались без влияния на характер Погодина: он отличался большой практичностью, совмещавшуюся в нем с немалой долей сентиментальности, с одной стороны, и критическим умом, с другой. На 11-м году он был отдан на воспитание к типографщику А.Г. Решетникову, но скоро поступил в 1-ю московскую гимназию. Сентиментально-патриотическое настроение его находило поддержку в увлечении тогдашним театром, где царили трагедии Озерова , а также в знакомстве с "Историей Государства Российского" Карамзина , которую он приобрел на последние свои деньги. В Московском университете, куда Погодин поступил в 1818 г., он попал под влияние профессора теории поэзии Мерзлякова , запоздалого поклонника Ломоносова , Сумарокова и Державина . Летнее пребывание на учительской кондиции у князя Трубецкого было для Погодина некоторым противовесом этого влияния: здесь он познакомился с сочинениями Руссо, г-жи Сталь (о Германии) и Шатобриана. В университете начались складываться и ученые вкусы Погодина; он заинтересовался первоначальной русской деятельностью, вопросом о происхождении князей, а также вопросами общеславянской истории (перевел сочинения Добровского "О Кирилле и Мифодии"). Почти во всех своих взглядах он находил противника в лице тогдашнего профессора русской истории Каченовского , с которым вел сильную полемику и впоследствии, будучи уже его сотоварищем по профессуре. Окончив курс в 1823 г., Погодин через год защитил магистерскую диссертацию "О происхождении Руси", где явился защитником норманнской школы и беспощадным критиком теории хазарского происхождения русских князей, за которую стоял Каченовский. Диссертация эта была приветствована Карамзиным, с одной стороны, и специалистами-историками Шлецером и академиком Кругом - с другой. В своей диссертации Погодин обнаружил недюжинные критические способности. Планы его относительно будущности в это время еще не определились: он мечтает то о журнальной, то о педагогической деятельности, то об административной карьере. Его ходатайство о заграничном путешествии уважено не было. В комитете министров было решено, что "нет пользы посылать сего магистра в чужие края для окончания курса наук по нынешним обстоятельствам, а удобнее в университете дать то образование, которое правительству удобно будет". С 1826 г. Погодину было поручено читать всеобщую историю для студентов первого курса. Профессорская деятельность Погодина продолжалась до 1844 г. В 1835 г. он был переведен на кафедру русской истории, в 1841 г. избран в члены второго отделения Академии Наук (по русскому языку и словесности); был также секретарем "Общества Истории и Древностей Российских" и заведовал изданием "Русского исторического Сборника", где поместил важную статью "О местничестве". К концу профессорской деятельности Погодина относится начало издания им "Исследований, лекций и замечаний", на которых и зиждется, главным образом, значение Погодина как историка; здесь он всего больше обнаружил свой критический талант и меньше всего отрицательную сторону своего ума - чрезмерное пристрастие к фантастическим построениям. "Исследования" (7 томов), доведенные до татарского периода русской истории, и теперь служат одним из необходимых пособий для занимающихся специально древней историей. В это же время Погодин начал собирание своего "Древнехранилища", заключавшего в себе массу памятников, как письменных, так и вещественных, русской старины. Рукописная часть этого собрания, купленного позже Николаем I , хранится в настоящее время в Петербурге в Императорской Публичной Библиотеке и представляет много интереса для специалистов-историков. Погодин несколько раз бывал за границей; из его заграничных путешествий наибольшее значение имеет первое (1835), когда он завел в Праге близкие сношения с видными представителями науки среди славянских народностей: Шафариком, Ганкой и Палацким. Это путешествие несомненно способствовало сближению русского ученого мира со славянским. С 1844 г. специально-ученая деятельность Погодина замирает и возрастает только к концу его жизни. К 1860 г. относится его публичный диспут с Костомаровым по вопросу о происхождении русских князей. Прав в этом диспуте был скорее Погодин, что не было замечено публикой, интересовавшейся противниками как представителями известных общественных партий, а не как учеными-исследователями. В конце жизни Погодин вел полемику по тому же вопросу с Д.И. Иловайским . В 1872 г. им была издана "Древняя русская история до монгольского ига", не прибавившая ничего к его славе. На ученых трудах Погодина не отразилось то философское настроение, которое охватило Московский университет в 30-х и 40-х годах: сильный как специалист-исследователь, Погодин был слаб как мыслитель. Совмещая увлечение Шеллингом с патриархальной московской закваской, Погодин в своих взглядах держался так называемой теории официальной народности и примыкал, вместе с профессором Шевыревым , к партии, защищавшей эту теорию аргументами немецкой философии. Свои взгляды он проводил в двух издававшихся им журналах: "Московском Вестнике" (1827 - 30) и "Москвитянине" (1841 - 56). Первому пришлось бороться с колоссом русской журналистики начала 30-х годов, "Московским телеграфом". Почти исключительно литературный по содержанию, "Московский Вестник" был зачастую чересчур учен по тону и потому, несмотря на участие Пушкина , полного успеха не имел. Другой журнал Погодина, "Москвитянин", имел программу более политического характера. Здесь нашло прибежище начавшее обособляться в то время от общегегельянских увлечений славянофильское направление. Славянофилам пришлось работать здесь вместе с защитниками теории официальной народности, со стремлениями которой они имели лишь чисто внешнюю близость, влагая в формулу ее совершенно иной смысл и защищая ее другими средствами. В истории науки имя "Москвитянина" связано с полемикой против теории родового быта, представителями которой были Соловьев и Кавелин . Критика крайностей этой теории удалась Погодину больше, чем оценка положительных сторон ее. "Москвитянин" выдвигал на очередь общеславянские вопросы и отстаивал право западнославянских народностей на национальную свободу, в то время, когда, по словам К.Н. Бестужева-Рюмина , "модным убеждением было мнение, что австрийский жандарм есть цивилизующее начало в славянских землях". Недостаток философского образования и внешние неблагоприятные условия не дали Погодину выработаться в мыслителя и общественного деятеля, на роль которого он претендовал. Любовь к знанию и природный ум сделали его видным историком-исследователем, с несомненным значением в русской историографии. См. "Биографический Словарь профессоров Московского университета" (Москва, 1855; полный свод фактических данных до 1855 г.); "Историческая записка Императорского московского археологического общества за первые 25 лет его существования" (М., 1890; биография Погодина принадлежит здесь перу П.Н. Милюкова ); Бестужев-Рюмин в "Биографиях и характеристиках" (очень живая, полная метких замечаний, характеристика); Н.П. Барсуков "Жизнь и труды М.П. Погодина" - наиболее полный свод всего относящегося до самого Погодина, заключающий в себе массу интересных данных вообще для истории того времени (труд далеко еще не кончен). М. Полиевктов.

Биографический словарь. 2000.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "Погодин Михаил Петрович" в других словарях:

  • Погодин Михаил Петрович — (1800 75), рус. историк, писатель, публицист, преподаватель Моск. ун та (с 1825); ред. «Московского вестника» (1827 30), «Москвитянина» (1841 56). Интенсивно общался и переписывался с А. С. Пушкиным. С кон. 30 х гг. деятель правого крыла… …   Лермонтовская энциклопедия

  • Погодин Михаил Петрович — [11 (23).11.1800, Москва, ‒ 8 (20).12.1875, там же], русский историк, писатель, журналист, академик Петербургской АН (1841). Сын крепостного, отпущенного на волю в 1806. В 1821 окончил Московский университет, где защитил магистерскую диссертацию… …   Большая советская энциклопедия

  • ПОГОДИН Михаил Петрович — (1800 75) российский историк, писатель, академик Петербургской АН (1841). Издавал журнал Московский вестник , Москвитянин . Сторонник норманнской теории происхождения русского государства. Во взглядах близок к славянофилам. Пропагандировал идею… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Погодин, Михаил Петрович — филолог, историк, археолог и коллекционер, журналист и публицист, беллетрист и драматург, переводчик с разных языков на русский и издатель множества книг, родился в Москве 11 го ноября 1800 г., умер там же 8 го декабря 1875 г. Сын крепостного… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Погодин, Михаил Петрович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Погодин. Михаил Погодин …   Википедия

  • Погодин Михаил Петрович — (1800 1875), историк, писатель, академик Петербургской АН (1841). Издавал журналы «Московский вестник», «Москвитянин». Сторонник норманнской теории происхождения русского государства. Во взглядах близок к славянофилам. Пропагандировал идею… …   Энциклопедический словарь

  • ПОГОДИН Михаил Петрович — (11(23). 11.1800, Москва 8(20). 12.1875, Москва)    историк, публицист, писатель, общественный деятель, академик (с 1841). Род. в семье крепостного домоправителя московского градоначальника графа И. П. Салтыкова, получившего вольную после смерти… …   Русская Философия. Энциклопедия

  • Погодин Михаил Петрович — (1800, Москва — 1875, там же), историк, писатель, коллекционер, академик Петербургской Академии наук (1841). Сын крепостного крестьянина. В 1814 принят в . В 1821 окончил , начал читать в университете лекции по всеобщей, а затем по русской… …   Москва (энциклопедия)

  • ПОГОДИН Михаил Петрович — (1800—75), русский историк, журналист, писатель; акад. Петерб. АН (1841). Изд. альм. «Урания» (1826), сб. «Утро» (1855) и др. Пов. (сб. «Повести», ч. 1—3, 1832), в т. ч. «Нищий», «Как аукнется, так и откликнется» (обе — 1826),… …   Литературный энциклопедический словарь

  • Погодин Михаил Петрович — портрет работы Василия Перова Михаил Петрович Погодин (11 (23) ноября 1800, Москва 8 (20) декабря 1875, там же) русский историк, коллекционер, журналист, писатель. Сын крепостного, получившего вольную в 1806. Окончил Московский университет (1821) …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»