- Климент Александрийский
- Климент Александрийский
(? — до 215 г.) греческий философ, глава христианской школы в Александрии Нельзя же на том основании, что человеку смеяться естественно, все делать предметом смеха. И лошадь ведь, которой ржать естественно, не на все ржет. Как праведников может быть много, так и пути спасения их многочисленны. Можно быть верующим и без науки; зато уразуметь существо веры неуч не в состоянии. У обученных и чувства более изощренны. Вера — это свободный выбор, поскольку она есть некое стремление, и стремление разумное. Но так как в начале (…) каждого действия лежит свободный выбор, то выходит, что и вера есть его начало, основа всякого разумного выбора. От доказательств (…) вера тверже быть не может. Страх Божий заключается в боязни греха (…). Не самого Бога боюсь я, а боюсь низвержения с лона Его. Человек добродетельный (…) (живет) на границе, отделяющей природу бессмертную от смертной. Вожделение не происходит от тела, хотя и удовлетворяется телом. Человек должен стремиться к познанию Бога не из-за желания спастись, но ради божественной красоты и величия, святости, превосходства и сверхъестественности самого этого знания. Нет познания, которое не имело бы связи с верой; равно как нет и веры, которая не зависела бы от познания. Вера есть слух, ухо души. Есть среди них (христиан) боящиеся эллинской философии, подобно тому как дети боятся привидений. Если вера их — я уже не осмеливаюсь говорить об их познании — в такой степени слаба, что можетколебаться от человеческих рассуждений, то не стоит ее себе и приписывать; пусть эти немощные признают, что никогда и не верили в истину. Поститься (…) значит (…) воздерживаться от всякого вообще зла, будет ли оно состоять в деле, в слове или даже в мысли. Молитва есть собеседование с Богом. Ремесленник кормится от своего ремесла; язычник — живет по-язычески. Точно так же истинный мудрец в познании имеет все, в чем нуждается. Мудрец истинный убежден в такой истине: «Все в этом мире идет к лучшему». Верующий (…) простой навык в добродетели обращает во вторую свою природу. Следует обращаться к Богу с молитвами, только достойными Бога. Соприкосновение с грехами чужими заразительно. Кто предпринимает великие дела, подвергается и великим искушениям.(Источник: «Афоризмы. Золотой фонд мудрости.» Еремишин О. - М.: Просвещение; 2006.)
Сводная энциклопедия афоризмов. Академик. 2011.