Пришвин Михаил Михайлович

Пришвин Михаил Михайлович
Пришвин Михаил Михайлович
Пришвин Михаил Михайлович (1873 - 1954)
Русский писатель.

Афоризмы, цитаты -

Пришвин Михаил Михайлович. Биография
• Есть разные мертвые, одни из глубины пережитых тысячелетий и теперь властно определяют направление нашего современного лучшего.

• Мир на земле возможен лишь при каком-то гармоническом соотношении души с разумом. Господство же разума приводит к голой технике и к войне.

• Охранять природу - значит охранять Родину.

• Свободная любовь без обетов и клятв возможна лишь между равными, для неравных положен брак, как неподвижная форма.

• Дети учат взрослых людей не погружаться в дело до конца и оставаться свободными.

• В молодости мы очень богаты жизнью и охотно всем в долг раздаем свои богатства, но когда под старость пойдем долги собирать - никто не дает. И это очень обидно. И вот почему так редко встречаются добрые: в старости видеть добро мешает обида.

• Бойся думать без участия сердца.

• Всем научились пользоваться люди, только не научились пользоваться свободой. Может быть, бороться с нуждой и крайней необходимостью гораздо легче, чем со свободой. В нужде люди закаляются и живут мечтой о свободе. Но вот приходит свобода, и люди не знают, что с ней делать.

"Мы с тобой. Дневник любви"

• М.М. Пришвин, В.Д. Пришвина (Валерия Дмитриевна Лиорко:

в замужестве Лебедева, позднее - Пришвина)

• В этом одном (то есть в любви) опыт не дает ничего, и даже наоборот: чем больше опыт, тем больше неведомой остается область любви... Так что есть область жизни, которая не открывается в опыте. Все писатели живут, скрывая друг от друга свою личную жизнь, как будто вместе сообща делают какое-то скверное дело и в частной жизни им противно друг на друга глядеть [...] Остаются только твои семейные, да еще два-три старичка, с которыми можно говорить обо всем без опасения, чтоб слова твои не превратились в легенду или чтоб собеседник не подумал о тебе как о провокаторе... Что-то вроде школы самого отъявленного индивидуализма. Так в условиях высшей формы коммунизма люди России воспитываются такими индивидуалистами, каких на Русиникогда не было. (1939)

• В Москве слово "дом", в смысле личного человеческого общения, заменилось словом "жилплощадь", то есть, как будто слово стало бездомным и живет на площади. (1939)

• Писатель должен обладать чувством времени. Когда он лишается этого чувства - он лишается всего, как продырявленный аэростат. Прошлый год "Комсомольская правда" имела лицо, а теперь все кончено: все газеты одинаковы. И этот процесс уравнивания, обезличивания неумолимо шествует вперед, и параллельно ему каждое существо залезает в свою норку, и только там, в норке, в щелке, в логове своем, о всем на свете позволяет себе думать по-своему. Среди ранних писем своих я нашел такое, из которого ясно видно, что в то время я был именно тем самым безлико-общественным существом. И вот этот процесс пошел без меня. И все мое писательство, как борьба за личность, за самость, развилось в этой норе. Мало того, я тогда еще предвидел, что со временем и каждый войдет в свою нору. И вот это теперь совершается. И в этой всеобщности моего переживания и заключается секрет прочности моих писаний, их современность. (1940, 7 января; о первых годах Советской власти)

• Любить женщину - это открывать в ней девушку. И только тогда женщина пойдет на любовь, когда ты в ней откроешь это: именно девушку, хотя бы у нее было десять мужей и множество детей.

• Не страшно, что будут судить, а страшно, что при общем смехе еще и оправдают!

• Внимание есть основной питательный орган души, всякой души одновременно: великой и маленькой.

• "Аксюша (домработница М.М. Пришвина) ходила на улицу, видела там много детей, играющих в войну, и сказала: "Будет война!" И так объяснила мне: в прежнее время, бывало, заговорят о войне, и детям до того становится страшно, что не могут уснуть. Тогда старики начинают детей успокаивать:

• - Война пойдет, но к нам не придет, нас война боится.

• Мало-помалу успокоятся дети и уснут, а все-таки снится страшное, и не хочется войны.

• - А теперь дети играют в войну и так охотно стреляют чем-то друг в друга, падают будто раненые, их подымают, уносят. И все это - в охотку. А если детям не страшна война - значит, будет война!

• Борьба с очередями должна быть такая же, как с самым лютым врагом: пораженческие идеи именно тут-то и возгораются. (1940, январь)

• О, как опошлено французское "ищите женщину!". А между тем это истина. Все музы опошлены, но священный огонь продолжает гореть и в наше время, как горел он с незапамятных времен истории человека на земле.

• Ничего не понимаю в стихах. Настоящая проза может быть куда поэтичней.

• Подлинная любовь не может быть безответной, и если, все-таки, бывает любовь неудачной, то это бывает от недостатка внимания к тому, кого любишь. Подлинная любовь, прежде всего, бывает внимательной, и от силы вниманья зависит сближение. Это сказала мне В. Д. (Валерия Дмитриевна Лиорко: в замужестве Лебедева, позднее - Пришвина)в последнее наше свиданье, но я настолько ее еще не замечал, что слова ее записал как свои.

• Есть писатели, у которых чувство семьи и дома совершенно бесспорно (Аксаков, Мамин-Сибиряк). Другие, как Лев Толстой, испытав строительство семьи, ставят в этой области человеку вопрос. Третьи, как Розанов, чувство семьи трансформируют в чувство поэзии. Четвертые, как Лермонтов, Гоголь, - являются демонами его, разрушителями. И, наконец (я о себе так думаю), остаются в поисках Марьи Моревны, всегда недоступной невесты.

• Тогда, до революции, интеллигенция смотрела в сторону разрушения, а не утверждения своей родины. Революционеры все это хорошее (любовь к отечеству) откладывали на будущее. Казалось, жизнь впереди, за перевалом. Теперь дальше идти некуда, и лучшее разовьется из того, что есть, что под ногами, и вырастет из-под ног, как трава. (1940, январь)

• Лучшее средство уничтожить поэзию - это заставить поэтов писать непосредственно на пользу государству, потому что существо поэзии направлено к спасению личности человека, а не типа его, рода, всяких групп, государств.

• Каждый из нас в лице своем гений, единственный в своем роде: один раз пришел и в том же лице никогда не придет. В лице своем каждый гений, но трудно добиться, чтобы люди лицо это узнали. Да и как его узнать, если не было еще на свете такого лица? И вот почему критики, если появляется на свет оригиналь-ный писатель, прежде всего стараются найти его родство с каким-нибудь другим, похожим на него писателем.

• Голодный повар - как это может быть? А вот бывает же: поэт похож на голодного повара; он, создающий из жизни обед для других, сам остается голодным. И что ужасно - как будто в отношении писателя так и должно быть: сытым писателя так же трудно представить, как голодным повара.

• И автомобиль, и хорошая квартира в каменном доме хороши сами по себе, и против этого ничего невозможно сказать. Плохо только, когда ездишь на машине, то отвыкаешь понимать пешехода, а когда живешь в каменном доме, не чувствуешь, как живут в деревянном.

• У каждого из нас есть два невольных греха: первый, это когда мы проходим мимо большого человека, считая его за маленького. А второй - когда маленького принимаем за большого.

• Гигиена любви состоит в том, чтобы не смотреть на друга никогда со стороны и никогда не судить о нем с кем-то другим.

• Как ни чудесно это чувство, но бывает и страшновато перед неизведанным. В любви, как и в поэзии, есть хозяйство, вот и думаешь, как бы не сделать в этом хозяйстве ошибку, соблюсти меру.

• Можно людей разделить на тех, кто смотрит постоянно на небо, кто иногда поглядывает, и кто никогда на него не обращает никакого внимания.

• Женщине дана такая сила и такая власть над людьми, больше которой на земле нет ничего. И как же глупо она силу эту растрачивает!

• В конце Пречистенки на мраморной доске написано "Уральские самоцветы" (контора) и на доске ниже еще "Шахты". И в этих конторах абстрактных шахт сидят люди, которые никогда не видали шахт и все-таки шахтами распоряжаются, и все зависит от них. Вот где источник разделения людей на классы, и вот как рождается власть.

• Всякая любовь есть связь, но не всякая связь есть любовь. Истинная любовь - есть нравственное творчество. Можно закончить так, что любовь есть одна - как нравственное творчество, а любовь, как только связь не надо называть любовью, а просто связью. Вот почему и вошло в нас это о любви, что она проходит: потому что любовь как творчество подменялась постепенно любовью-связью, точно так же, как культура вытеснялась цивилизацией.

(Источник: «Афоризмы со всего мира. Энциклопедия мудрости.» www.foxdesign.ru)

Сводная энциклопедия афоризмов. . 2011.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "Пришвин Михаил Михайлович" в других словарях:

  • Пришвин, Михаил Михайлович — Михаил Михайлович Пришвин Дата рождения: 23 января (4 февраля) 1873(1873 02 04) …   Википедия

  • Пришвин Михаил Михайлович — Михаил Михайлович Пришвин Дата рождения: 23 января (4 февраля) 1873 Место рождения: с. Хрущёво Лёвшино, Елецкий уезд, Орловская губерния, Российская империя Дата смерти: 16 января 1954 Место смерти …   Википедия

  • Пришвин Михаил Михайлович — [23.1(4.2).1873, имение Хрущёво, ныне Елецкий район Липецкой области, 16.1.1954, Москва], русский советский писатель. Родился в купеческой семье. Учился в Рижском политехникуме (1893 97). За участие в марксистских кружках был арестован. Окончил… …   Большая советская энциклопедия

  • Пришвин, Михаил Михайлович — Михаил Михайлович Пришвин. ПРИШВИН Михаил Михайлович (1873 1954), русский писатель. Философско–лирическая проза, связанная преимущественно с темами природы, истории, с народным бытом и фольклором. Дневники, очерки, поэма в прозе “Фацелия” (1940) …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Пришвин Михаил Михайлович — (1873 1954), рус. сов. писатель. Поэзия Л. занимает большое место в духовном мире П.; в своей прозе и дневниках он часто обращается к творчеству и личности Л. В романе «Кащеева цепь» (1928 54) и в миниатюре «Поза» из цикла «Глаза земли» (1946 50) …   Лермонтовская энциклопедия

  • ПРИШВИН Михаил Михайлович — (1873 1954) русский писатель. Философско лирическая проза, связанная преимущественно с темами природы, истории, народным бытом и фольклором. Дневники, очерки, поэма в прозе Фацелия (1940), повесть Жень шень (1933), роман сказка Осударева дорога… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Пришвин Михаил Михайлович — (1873 1954), русский писатель. Философичная лирическая проза, связанная преимущественно с темами природы, русской истории, творчества, народным бытом и фольклором: дневники, очерки, поэма в прозе «Фацелия» («моя песнь песней»; 1940), повести… …   Энциклопедический словарь

  • Пришвин, Михаил Михайлович — [1873 ] современный писатель. Род. в купеческой семье. В юности участвовал в революционном движении. Получив высшее агрономическое образование в Германии, работал в России в качестве агронома. В 1905 перешел к лит ой деятельности. Первая книга П …   Большая биографическая энциклопедия

  • Пришвин Михаил Михайлович. Биография — Пришвин Михаил Михайлович (1873 1954) Пришвин Михаил Михайлович Биография Русский писатель. Михаил Михайлович Пришвин родился 4 февраля (по старому стилю 23 января) 1873 в имении Хрущёво Елецкого уезда Орловской губернии (Липецкая обл.), в… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • Пришвин Михаил Михайлович — М. М. Пришвин. Пришвин Михаил Михайлович (1873, село Хрущёво Елецкого уезда Орловской губернии — 1954, Москва), писатель. Проза Пришвина, отличающаяся своеобразным философско лирическим настроем, связанным преимущественно с темами природы,… …   Москва (энциклопедия)


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»