Томас Пейн

Томас Пейн
Томас Пейн
(Пэн) (1737—1809 гг.) политический деятель, просветитель, публицист, философ, мыслитель

Армия принципов прорвется там, где не прорвется армия солдат.

Безверие состоит в том, что человек притворяется верующим в то, во что он на самом деле не верит.

Единственная идея, которую человек может связать с именем Бога, есть идея первопричины, причины всех вещей. И как ни недостижимо и трудно для человека понять, что такое первопричина, он верит в нее, ибо не верить в нее вдесятеро труднее. Неописуемо трудно понять, что пространство не имеет конца, но еще труднее понять его конечность. Выше сил человека постичь вечную протяженность времени, но еще невозможнее представить время, когда не будет времени.

Если одно-два приветливых слова могут сделать человека счастливым, надо быть негодяем, чтобы отказать ему в этом.

Если ты дважды подумаешь, прежде чем один раз сказать, ты скажешь вдвое лучше.

Клевета — порок, обладающий необычными свойствами: стремясь умертвить ее, вы тем самым поддерживаете ее жизнь; оставьте ее в покое — и она умрет сама.

Когда все остальные права попраны, право на восстание становится бесспорным.

Малодушие — удел ничтожных. Тот, чье сердце твердо, чьи поступки совершаются в согласии с его совестью, будет отстаивать свои принципы до конца своей жизни.

Нам принадлежит неотъемлемое право иметь собственное правительство, и всякий, кто всерьез поразмыслит над непрочностью человеческих дел, придет к убеждению, что куда разумнее и безопаснее хладнокровно и обдуманно выработать собственную конституцию, пока это в нашей власти, нежели доверить столь значительное дело времени и случаю.

Не может быть хорошей женой женщина, которая не является и не способна быть другом своему мужу.

Некоторые авторы настолько смешали (понятия) «общество» и «правительство», что между ними не осталось никакого или почти никакого различия; между тем это вещи не только разные, но и разного происхождения. Общество создается нашими потребностями, а правительство — нашими пороками; первое способствует нашему счастью положительно, объединяя наши благие порывы, второе же — отрицательно, обуздывая наши пороки; одно поощряет сближение, другое порождает рознь. Первое — это защитник, второе — каратель.

Общество в любом своем состоянии есть благо, правительство же и самое лучшее есть лишь необходимое зло, а в худшем случае — зло нестерпимое…

Ничто не содействует столько торжеству разума, сколько спокойствие тех, которые служат ему. Истина страдает часто более от горячности своих защитников, чем от своих противников.

Пьяный человек — не человек, ибо он потерял то, что отличает человека от скотины, — разум.

Такова уж неодолимая природа правды, что она просит и желает только одного — свободного права появиться на свет. Солнце не нуждается в пояснительной надписи — его и так отличат от тьмы.

Тщеславный так полон самим собою, что в нем нет места ничему другому.

Умеренность в проявлении нрава — всегда добродетель, умеренность в принципах — всегда порок.

Христианская система лжет, называя науки человеческим изобретением; человек лишь применяет их.

Человек может открыть Бога лишь с помощью своего разума. Отнимите разум, и человек окажется неспособным понять что-либо; тогда все равно будет, кому читать Библию — лошади или человеку.

Что же касается теологии,… то она — изучение человеческих мнений и фантазий относительно Бога. Она изучает не самого Бога в его трудах, а труды и писания людей (о Боге). И отнюдь не наименьшим из того ущерба, какой принесла миру христианская система, было то, что она предала первоначальную и прекрасную систему теологии, как прекрасную невинность, муке и позору с тем, чтобы очистить место кошмару суеверий. (…)

Что же касается христианской системы веры, то она представляется мне разновидностью атеизма — каким-то религиозным отрицанием Бога. Она исповедует веру скорее в человека, чем в Бога. Она представляет собой смесь, состоящую главным образом из человекобожия (mansim) с небольшой добавкой деизма, и столь же близка к атеизму, как сумерки к темноте. Между человеком и его Создателем она помещает нечто непроницаемое, именуемое Искупителем. Посредством этого она производит религиозное или иррелигиозное затмение света, подобно тому как Луна, помещая свое непроницаемое естество между Солнцем и Землей, производит солнечное затмение. Вся орбита разума оказалась вследствие этого затемненной.

Я чту человека, способного улыбаться в беде, черпать силы в горе и находить источник мужества в размышлении.
(Источник: «Афоризмы. Золотой фонд мудрости.» Еремишин О. - М.: Просвещение; 2006.)

Сводная энциклопедия афоризмов. . 2011.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "Томас Пейн" в других словарях:

  • Томас Пейн — …   Википедия

  • Пейн, Томас — Томас Пейн Thomas Paine Имя при рождении …   Википедия

  • Пейн Томас — Томас Пейн Томас Пейн, также Пэн (англ. Thomas Paine; 29 января 1737(17370129)  8 июня 1809)  англо американский публицист, прозванный «крёстным отцом США». Впервые прибыв в Америку в возрасте 37 лет, Пейн поддержал сепаратистские настроения в… …   Википедия

  • Пейн Томас — Пэн (Paine) (1737 1809), просветитель радикального направления (родился в Великобритании; с 1774 в Северной Америке), участник Войны за независимость в Северной Америке 1775 83 и Французской революции. Отстаивал идею суверенитета народа и его… …   Энциклопедический словарь

  • Пейн Томас — Пейн (Paine) Томас (29.1.1737, Тетфорд, Великобритания,‒ 8.6.1809, Нью Йорк, США), общественный и политический деятель США и Великобритании, представитель революционного крыла просветительства 18 в. В 1774 с рекомендательным письмом Б. Франклина… …   Большая советская энциклопедия

  • ПЕЙН Томас — (Paine, Thomas) ТОМАС ПЕЙН (1737 1809), англо американский революционер и публицист, родился в Тетфорде (Великобритания) 29 января 1737. Прибыл в Америку в 1774 при поддержке Бенджамина Франклина, которого боготворил. Был редактором Пенсильвания… …   Энциклопедия Кольера

  • Пейн — (Paine)         Томас (29.1.1737, Тетфорд, Великобритания, 8.6.1809, Нью Йорк, США), общественный и политический деятель США и Великобритании, представитель революционного крыла просветительства 18 в. В 1774 с рекомендательным письмом Б.… …   Большая советская энциклопедия

  • ПЕЙН —         (Paine) Томас (29.1.1737, Тетфорд, Великобритания, 8.6.1809, Нью Йорк), англо амер. политич. мыслитель, философ просветитель, революц. демократ, представитель радикального крыла амер. Просвещения. Активный участник Великой франц.… …   Философская энциклопедия

  • Пейн Томас — (Paine) Пейн (Пэн), Томас (Paine, Thomas) (1737 1809) Американский публицист, просветитель радикального направления, политический деятель Великобритании и США. Родился 29 января 1737, Тетфорд, Великобритания. С 1774 в Северной Америке, куда уехал …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • Пейн — или Пэйн (англ. Paine, Payne)  английская фамилия. Известные носители Пейн, Джон  американский спортсмен стрелок, чемпион летних Олимпийских игр 1896 года, брат Самнера Пейна Пейн, Самнер  американский спортсмен стрелок,… …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»