Микаэл Лазаревич Налбандян

Микаэл Лазаревич Налбандян
Микаэл Лазаревич Налбандян
(1829—1866 гг.) писатель, публицист, философ

Времена философских систем прошли, теперь время критики. Разрушение систем уже стало большой и величественной системой, хотя оно подобно разрушенным системам и не имеет глав, параграфов и категорий. Улучшать человеческую жизнь — вот в чем философия; развивайся она каким хочет путем, лишь бы это составляло ее смысл и цель.

Философия должна отражать жизнь народа, а эта жизнь на каждом шагу, на каждой своей фазе должна порождать новую точку зрения. Созданные в прошлом системы застряли на одном месте, они уже изжили себя в тот момент, когда их последняя мысль была положена на бумагу. Жизнь идет вперед, вперед идет и ее философия. Для тех же, кто видит философию лишь в книгах с философским названием, какое значение может иметь философия в жизни какого-нибудь простого народа? Слепцы! Его философия вытекает из его же жизни. Какова жизнь, такова и ее философия.

Опорой нации и ее рычагом является простой народ. Как бы ни была богата нация замечательными людьми, тем не менее движущей силой ее остается простой народ — именно он и есть стан, ось и рычаг этой машины.

Прекрасное не есть право. В мире нет ни абсолютно прекрасного, ни абсолютной красоты, все зависит от того, как смотришь на предмет. Все зависит от мерила.

Прошли те времена, когда люди воодушевлялись отвлеченными и мистическими вещами: безжалостный реальный мир с железным посохом в руке требует справедливой дани. Человечество связано с земным шаром: опыт научил его только на земле находить источники своего счастья и своих бедствий.

Ясно, что не наше дело объяснять естественное явление басней; наоборот, для нас истинным является естественное явление, ставшее легендой, — освободить его от волшебных покровов и «во имя благоденствия народа» объяснить законами природы.

Человек подвержен влиянию природы не только физически, но и нравственно. Биение сердца природы непосредственно отдается в сердце человека. Свои идеи человек черпает у природы. Истинность его идей и понятий определяется в зависимости от того, насколько он познал и изучил природу. Вот закон, не знающий исключения. Все тончайшие — даже тоньше паутины — идеи метафизических систем имеют свои основания в природе. Природа — это книга, которую надо прочитать и правильно понять, ошибочное понимание приносит большой вред. Явления природы своим величием зачастую приводят человека в ужас; он чувствует себя ничтожным, когда перед его глазами выступает такая сила, такая мощь, такое зрелище, перед которыми бледнеет сила не только одного человека, но и всего человечества.

Природа говорит так: «Либо изучай мои законы, овладевай мной, извлекай пользу, либо я порабощу тебя и, не давая никакой пользы, буду причинять тебе еще и лишения».

В мире нет ничего, что совершалось бы против законов природы. То, что противоречит законам природы, ложно.

…Человек при рождении не носит в себе начала или элемента добродетели или безнравственности, эти качества души являются следствием влияния хорошей или дурной среды.

Человек морален, когда не из страха перед авторитетами, а вследствие высокой сознательности и солидарности в нем не может даже зародиться желание совершать преступление. После же того, как мысль о преступлении зародилась, совершит его человек или не совершит, он для нас безнравственный человек, ибо, если бы не закон, запрещающий его, он совершил бы преступление. Он не совершает преступление не из сознания, что причинит лишение, горе или смерть ему подобному, а потому что это — грех, потому что преступление наказуемо. Иначе говоря, такой человек причинил бы вред другим, если бы это не угрожало тем же ему самому. Здесь нет нравственности, это — официальная нравственность.

…Добродетельность или безнравственность человека — дело обстоятельств, и зависят от его воспитания и образования, от его общества и среды…
(Источник: «Афоризмы. Золотой фонд мудрости.» Еремишин О. - М.: Просвещение; 2006.)

Сводная энциклопедия афоризмов. . 2011.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "Микаэл Лазаревич Налбандян" в других словарях:

  • НАЛБАНДЯН Микаэл Лазаревич — (1829—66), армянский писатель, публицист, философ, революционный деятель. Зачинатель арм. реалистич. критики и эстетики. Ром. «Одному — слово, другому — невесту» (1858), «Вопрошение мертвых» (1859, незаконч.). Сатирич. «Дневник»… …   Литературный энциклопедический словарь

  • Налбандян, Микаэл — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Налбандян. Микаэл Налбандян Միքայել Նալբանդյան …   Википедия

  • НАЛБАНДЯН —         Микаал (Налбандов Михаил Лазаревич) [2(14).11.1829, Н. Нахичевань, ныне р н Ростова на Дону, 31.3(12.4).I860, Камыгаии], революц. демократ, философ, публицист, поэт, критик и теоретик литературы. В 1855 58 учился на мед. факультете Моск.… …   Философская энциклопедия

  • Налбандян Микаэл — (Налбандов Михаил Лазаревич) [2(14).11.1829, Н. Нахичевань, ныне район Ростова на Дону, ‒ 31.3(12.4).1866, г. Камышин], армянский писатель, философ, революционный демократ, утопический социалист. Сын ремесленника кустаря. В 1855‒58 учился на… …   Большая советская энциклопедия

  • Налбандян Микаэл — (Налбандов Михаил Лазаревич) (1829 1866) Армянский писатель, философ. Среди произведений роман Одному слово, другому невесту (1858), Дневник (1858 1860). Афоризмы, цитаты • Природа это книга, которую надо прочитать и правильно понять, ошибочное… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • НАЛБАНДЯН Микаэл — (Налбандов Михаил Лазаревич) (1829 66) армянский писатель, философ. Зачинатель армянской реалистической критики и эстетики; роман Одному слово, другому невесту (1858); сатирический Дневник (1858 60); антирелигиозная поэма Похождение праотца… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Налбандян Микаэл — Налбандов Михаил Лазаревич (1829 1866), армянский писатель, философ. Роман «Одному  слово, другому  невесту» (1858); сатирический «Дневник» (1858 1860); антирелигиозная поэма «Похождение праотца» (1864); гражданская лирика. В публицистическом… …   Энциклопедический словарь

  • Налбандян — I Налбандян         Дмитрий Аркадьевич [р. 2 (15).9.1906, Тбилиси], советский живописец, народный художник СССР (1969), действительный член АХ СССР (1953). Член КПСС с 1948. Учился в Тбилисской АХ (1924 1929) у Е. Е. Лансере и Е. Татевосяна.… …   Большая советская энциклопедия

  • Налбандян Микаэл (Налбандов Михаил Лазаревич) — (1829—1866), армянский писатель, философ. Роман «Одному — слово, другому — невесту» (1858); сатирический «Дневник» (1858—60); антирелигиозная поэма «Похождение праотца» (1864); гражданская лирика. В публицистическом… …   Большой Энциклопедический словарь

  • НАЛБАНДЯН Микаэл — (Налбандов Михаил Лазаревич, 1829 1866) арм. писатель, философ материалист, революц. демократ. Считал религию извращенным отражением сил природы в головах людей. Причины возникновения религии видел в невежестве и соц. гнете. Н. критиковал рслиг.… …   Атеистический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»