Клод-Адриан Гельвеций это:

Клод-Адриан Гельвеций
Клод-Адриан Гельвеций
(1715—1771 гг.) философ-просветитель

Большая или меньшая степень уважения, питаемая к автору, зависит от большего или меньшего сходства его идей с идеями читателя.

Большинство авторов ведут себя в своих сочинениях так, как светские люди за беседой: занятые только тем, чтобы нравиться, они мало заботятся о том, как достигнуть этого — ложью или истиной.

Будь гражданином, ибо родина нужна для твоей безопасности, для твоих удовольствий, для твоего благополучия.

Великие умы доходят равным образом и до великих пороков, и до великих добродетелей.

Верный способ судить о характере и уме человека по выбору им книг и друзей.

В любой отрасли знания появление превосходной книги предполагает наличие множества плохих книг.

Воспитание, главным образом, должно засеять наши сердца полезными для индивида и общества привычками.

Воспитание делает нас тем, чем мы являемся.

Все без исключения религии проникнуты фанатизмом и удовлетворяют его потоками человеческой крови.

Все искусство воспитания состоит в том, чтобы ставить молодых людей в условия, способные развить в них зачатки ума и добродетели.

Все ограниченные люди стремятся постоянно опозорить людей основательного и широкого ума.

Всякий изучающий историю народных бедствий может убедиться, что большую часть несчастий на земле приносит невежество.

Глубокие идеи похожи на чистые воды, прозрачность которых затемнена их же глубиной.

Гордость не следует ни подавлять, ни даже ослаблять: ее нужно лишь направлять на достойные цели.

Гуманность в человеке есть результат воспоминания о страданиях, которые ему знакомы либо по собственному опыту, либо по опыту других людей.

Двумя обычными причинами несчастья людей являются, с одной стороны, незнание того, как мало им нужно, чтобы быть счастливыми, а с другой — мнимые потребности и безграничные желания.

Добродетель — это только мудрость, которая заставляет согласовывать страсть с разумом и наслаждение с долгом.

Если кто-нибудь ищет общества образованных людей, если он живет обыкновенно с людьми, превосходящими его по уму, то он становится от этого просвещеннее.

Если хочешь быть богатым, не помышляй увеличить свое имущество, а только уменьши свою жадность.

Если хочешь поступать честно, принимай в расчет и верь только общественному интересу. Личный интерес часто вводит в заблуждение.

Если человек с ранних лет усвоил привычку к труду, труд ему приятен. Если же у него этой привычки нет, то лень делает труд ненавистным.

Желание есть движущая сила души; душа, лишенная желаний, застаивается. Нужно желать, чтобы действовать, и действовать, чтобы быть счастливым.

Желания — это цветы любви, а наслаждения — ее плоды.

Жестокость есть всегда результат страха, слабости и трусости.

Заблуждение всегда противоречит себе, истина никогда.

Задача искусства — волновать сердца.

Законы обязаны своей силой нравам.

Знание некоторых принципов легко возмещает незнание некоторых фактов.

Из всех способов сделать человека гуманным и сострадательным самый верный состоит в том, чтобы приучить его с раннего возраста отождествлять себя с несчастными и видеть себя в них.

Из всех страстей зависть самая отвратительная. Под знаменем зависти шествуют ненависть, предательство и интриги.

Искусство политики — это искусство делать так, чтобы каждому было выгодно быть добродетельным.

Книга, достоинство которой заключается в тонкости наблюдений над природой человека и вещей, никогда не может перестать нравиться.

Кто сам считает себя несчастным, тот становится несчастным.

…Лишь краткость человеческой жизни принуждает выдающиеся умы ограничивать себя, замыкаться в какой-либо одной отрасли знания.

Лишь по поступкам людей общество может судить об их добродетели.

Лишь разрушив большинство религий, можно заложить в государствах основы здравой нравственности.

Любовь к истине — это наиболее благоприятное условие для нахождения ее.

Любовь к славе есть лишь желание нравиться себе подобным.

Любовь становится моральным грехом, когда она делается главным занятием. Она расслабляет тогда ум и заставляет деградировать душу.

Любовь у человека — мощный источник деятельности.

Люди не рождаются, а становятся теми, кто они есть.

Люди обычно считают, что лучше заблуждаться в толпе, чем в одиночку следовать за истиной.

Людям необходима основанная на природе человека, на опыте, на разуме человеческая мораль.

Между религией и добродетелью нет ничего общего.

Многие почему-то думают, что несправедливые завоевания менее позорят государства, чем кражи — отдельных лиц.

На земле нет ничего, более достойного уважения, чем ум.

Наука о человеке — это наука мудрецов.

Недостаток ума не следует объяснять недостатком памяти.

Нередко человек бывает слишком благоразумным, чтобы быть великим. Надо немного фанатизма, чтобы добиться славы и в литературе, и в государственных делах.

Нет ничего более опасного, чем страсти, которыми разум управляет в запальчивости.

Нет такого ложного суждения, которое не было бы следствием или наших страстей, или нашего невежества.

Обширность ума измеряется числом идей и сочетаний их.

Одинаковое счастье — быть победителем или побежденным в битвах любви.

Одни и те же добродетели оцениваются в разные времена по-разному, в зависимости от их полезности эпохе.

Орлиный взгляд страстей проникает в туманную пропасть грядущего, равнодушие же слепо и тупо от рождения.

Основа нравов людей заключается отнюдь не в их умозрительных принципах, а в их вкусах и чувствах.

Отождествлять бога и нравственность — значит впадать в идолопоклонство, значит обожествлять творения людей.

Очень трудно хвалить того, кто столь заслуживает похвалы.

Покровители невежества суть самые ожесточенные враги человечества.

Полное невежество приводит к полному тупоумию.

После храбрости нет ничего более прекрасного, чем признание в трусости.

Прежде чем приступить к возведению дворца вселенной, сколько нужно еще добыть материала из рудников опыта!

При невежестве ум чахнет за недостатком пищи.

Различие между умом и здравым смыслом заключается в различии причин, их порождающих. Первый является следствием сильных страстей, второй — следствием отсутствия их.

…Реформу нравов следует начать с реформы законов…

Самым мужественным государством бывает то, в котором лучше всего награждается доблесть и сильнее всего наказывается трусость.

Сентенции не создают героев.

Скажи мне, с кем ты близок, и я скажу, кто ты.

Скупые люди сходны с ипохондриками, которые живут в постоянном страхе, повсюду видят опасности и боятся разбиться от прикосновения к чему-либо.

Следует свой ум углублять, а не расширять, и, подобно фокусу зажигательного стекла, собрать все тепло и все лучи своего ума в одной точке.

Соревнование производит гениев, а желание прославиться порождает таланты.

Справедливость наших суждений и наших поступков — не более как удачное совпадение нашего интереса с общественным.

Среди книг, как и среди людей, можно попасть в хорошее и в дурное общество.

Степень ума, нужная, чтобы нам понравиться, служит довольно точною мерою нашего собственного ума.

С того момента, когда люди начинают отличать удовольствие от страдания, когда они испытывают зло и причиняют зло, имеется уже некоторое понятие о справедливости.

Страсти вводят нас в заблуждение, так как они сосредоточивают все наше внимание на одной стороне рассматриваемого предмета и не дают нам возможности исследовать его всесторонне.

Страсти — это пресмыкающиеся, когда они входят в сердце, и буйные драконы, когда они уже вошли в него.

…Страстям науки и искусства обязаны открытиями, а душа — благородством.

Страх перед возможностью ошибки не должен отвращать нас от поисков истины.

Существуют два способа самовосхваления: один — говорить хорошо о себе, второй — поносить других.

Счастье заключается не столько в обладании, сколько в процессе овладения предметом наших желаний.

Счастье людей заключается в том, чтобы любить делать то, что они должны делать.

Только по поступкам мы судим о внутренних движениях, о мыслях, о действиях, о других чувствованиях.

Только рука друга может вырвать шипы из сердца.

Только тот может считать себя свободным от зависти, кто никогда не изучал себя.

Тот, кто глубоко исследует свою душу, так часто ловит себя на ошибках, что поневоле становится скромным. Он уже не гордится своей просвещенностью, он не считает себя выше других.

Тот, кто постоянно сдерживает себя, всегда несчастен из страха быть несчастным иногда.

Ты хочешь нравиться людям? Цени их ум.

…Удовольствие должно быть наградой за труд…

…Ум, если так можно выразиться, начинается там, где кончается здравый смысл.

Ум подобен здоровью: тот, кто им обладает, его не замечает.

Ученый может понимать невежду, потому что он сам был таковым в детстве; невежда же не может понимать ученого, ибо никогда таковым не был.

Угрызения совести начинаются там, где кончается безнаказанность.

…Физическая чувствительность вызвала у нас любовь к удовольствию и отвращение к страданию… затем чувства удовольствия и страдания посеяли и взрастили во всех сердцах семена себялюбия, которые, развиваясь, породили страсти, из коих проистекли все наши пороки и добродетели.

Часто жертвуют величайшими радостями жизни, чтобы гордиться тем, что они принесены в жертву.

Человек, не знакомый с искусством верховой езды, не возьмется давать советов, как объезжать лошадей. Но в морали мы бываем менее недоверчивы. Здесь мы всегда считаем себя знающими и способными подавать советы всем людям.

Человек является воспитанником всех окружающих его предметов, всех тех положений, в которые его ставит случай.

Человечность — это осмысленное чувство; только воспитание его развивает и укрепляет.

Чем совершеннее воспитание, тем счастливее народы.

Чтобы быть совершенно лишенным смелости, нужно быть совершенно лишенным желаний.

Чтобы достигнуть полного успеха, необходимо, чтобы к красоте стиля присоединились выдающиеся идеи. Без этого литературное произведение не может выдержать испытания временем.

Чтобы удивиться, достаточно одной минуты; чтобы сделать удивительную вещь, нужны долгие годы.

Что такое нравственность? Наука о соглашениях, придуманных людьми для того, чтобы совместно жить наиболее счастливым образом. Подлинная цель этой науки — счастье наибольшего числа людей.

Бывают люди, которых нужно ошеломить для того, чтобы их убедить.

Вера в предрассудки сходит у людей за здравый смысл.

Ганнибал был одноглаз. Он высмеял того художника, который нарисовал его с двумя глазами, и наградил того, который изобразил его в профиль. Никто не хочет слишком пошлых славословий, но каждый испытывает приятное облегчение, когда скрывают его недостатки.

Гений есть лишь непрерывное внимание.

Говорят, что великий человек не является таким в глазах своей жены или своего лакея. Это верно. Можно ли привыкнуть жить с человеком, которым приходилось бы слишком часто восхищаться?

Государства и армии часто бывают подобны кораблям, которым мешают плавать их размеры.

Деспотизм царствует лишь над автоматами. Характером люди обладают только в свободных странах.

Если люди не верят в сказки о феях и духах, то их удерживает от этого отнюдь не нелепость этих сказок, а то, что им не было приказано в них верить.

За неимением довода приводят цитату.

Инквизитор, который осудил Галилея, наверное, относился с презрением к злодейству и тупоумию судей Сократа.

Интерес всегда обостряет ум. Мои арендаторы обманывали меня всегда, когда хотели: во-первых, потому, что они знали лучше меня то, о чем шла речь; во-вторых, потому, что они были более заинтересованы в том, чтобы обмануть меня, так как они были бедны, а я — богат.

Интриги и маневры, необходимые для того, чтобы добиться хорошей репутации, мешают нам ее заслужить.

История — это роман событий, а роман — история чувств.

Лживые люди меньше всего знают людей: они слишком заняты тем, чтобы скрывать свою суть.

Люди всегда против разума, когда разум против них.

Люди, которых называют слабыми, всего лишь равнодушны, ибо у каждого найдется сила, когда окажется затронутым предмет его страстей.

Мелкие недостатки в великом произведении — это крохи, которые бросают зависти.

Мудрость главенствует в советах, а судьба — в событиях.

Мы говорим парадоксы за невозможностью найти истины.

Некрасивые люди обычно имеют больше ума, потому что у них меньше возможностей для удовольствия и больше времени для учения.

Нет ничего более иллюзорного, чем первые признаки гениальности. Ньютон и Фонтенель были посредственными учениками. Классы полны милых детей, но свет полон глупых людей.

Новая мысль появляется при сравнении двух предметов, которые еще не сравнивали.

Отец говорил сыну: ты глуп, будь по крайней мере решителен — это искупит твою глупость.

Судьба продает дорого то, что она обещает дать.

Суровые советы совсем не производят действия — это вроде молота, который всегда отталкивается наковальней.

Сущность любви заключается в том, чтобы никогда не быть счастливым.

Терпимость в государстве — признак равновесия сил.

У добродетели много проповедников и мало мучеников.

Чтобы передать свои мысли, надобно гораздо больше ума, чем чтобы иметь их.

Любовь к отечеству совместима с любовью ко всему миру. Народ, приобретая свет знания, не наносит тем ущерба своим соседям. Напротив, чем государства просвещеннее, тем больше они сообщают друг другу идей, и тем больше увеличивается сила и деятельность всемирного ума.

Чтобы быть честным, надо присоединить к благородству души просвещенный ум. Тот, в ком соединены эти различные дары природы, всегда руководствуется компасом общественной пользы.

Опыт показывает, что человек считает заблуждающимся всякого человека и плохой всякую книгу, которые расходятся с его взглядами.

Чему учит нас история религий? Что они повсюду раздували пламя нетерпимости, устилали равнины трупами, поили землю кровью, сжигали города, опустошали государства; но они никогда не делали людей лучшими.

Всякий религиозный догмат — это зародыш преступлений и раздоров между людьми.

В каждой стране искусство формировать людей так тесно связано с формой правления, что какое-либо значительное изменение в общественном воспитании вряд ли возможно без изменений в самом государственном строе.

Общество признает и уважает только те достоинства, которые доказаны на деле. Кто хочет точно знать, чего он стоит, может узнать это только от народа и, следовательно, должен отдать себя на его суд.

Любовь — это дар небес, который требует, чтобы его лелеяли — самые совершенные души и самое прекрасное воображение. Пылкие наслаждения усыпляются браком, дар небес утрачивается под влиянием грубого и безвкусного разврата, а выгода превращает его в товар.

Любовь в соответствии с различными характерами по-разному пылает. Во льве жгучее и кровожадное пламя выражается в рычании, в высокомерных душах — в пренебрежении, в нежных душах — в слезах и унынии.

В юности у человека зарождаются возвышенные мысли, которые должны впоследствии сделать его знаменитым.

Интриги и маневры, которые необходимы, чтобы добиться хорошей репутации, мешают нам ее заслужить.
(Источник: «Афоризмы. Золотой фонд мудрости.» Еремишин О. - М.: Просвещение; 2006.)

Сводная энциклопедия афоризмов. . 2011.

Смотреть что такое "Клод-Адриан Гельвеций" в других словарях:

  • Клод Адриан Гельвеций — (Claude Adrien Helvétius; 31 января 1715, Париж  26 декабря 1771, Париж)  французский литератор и философ материалист утилитарного направления; идеолог французской буржуазии эпохи Просвещения. Содержание 1 Биография 2 Воззрения 3 …   Википедия

  • Гельвеций, Клод Адриан — Клод Адриан Гельвеций Claude Adrien Helvétius Да …   Википедия

  • ГЕЛЬВЕЦИЙ Клод Адриан — (Helvtius, Claude Adrien) КЛОД АДРИАН ГЕЛЬВЕЦИЙ (1715 1771), философ просветитель, один из идеологов Французской революции. Родился в Париже 26 января 1715 в семье главного врача королевы. В двенадцать лет поступил в иезуитский коллеж Луи ле Гран …   Энциклопедия Кольера

  • Гельвеций Клод Адриан — Гельвеций (Helvétius) Клод Адриан (31.1.1715, Париж, ≈ 26.12.1771, там же), французский философ материалист, идеолог революционной французской буржуазии 18 в. Родился в семье придворного врача, окончил иезуитский коллеж. До 1751 был генеральным… …   Большая советская энциклопедия

  • ГЕЛЬВЕЦИЙ (Helvetius) Клод Адриан — (1715 71) французский философ. Утверждал, что мир материален и бесконечен во времени и пространстве, мышление и ощущение свойства материи. В то же время считал сознание и страсти человека главной движущей силой общественного развития. Сторонник… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ГЕЛЬВЕЦИЙ КЛОД АДРИАН — (Helvetius, Claude Adrien) (1715–71) Мыслитель – утилитарист Французского просвещения (Enlightment French). Не оригинален и не основателен, хотя и оказал существенное влияние на Бентама (Bentam). Выражал общепринятые идеи в крайней форме.… …   Политология. Словарь.

  • Гельвеций Клод Адриан — (Helvetius, Claude Adrien) (1715 71), франц. философ. Опубликованная им на свои ср ва книга О духе (1758) была осуждена церковью и парламентом, Верховным судом Французского королевства как аморальная и предана публичному сожжению. Ее гл. идея… …   Всемирная история

  • Гельвеций, Клод Адриан — ГЕЛЬВЕЦИЙ (Helvetius) Клод Адриан (1715 71), французский философ. Утверждал, что мир материален и бесконечен во времени и пространстве. Считал сознание и страсти человека главной движущей силой общественного развития. Сторонник учения о решающей… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Гельвеций Клод Адриан — (Helvétius) (1715 1771), французский философ. Сторонник учения о решающей роли среды в формировании личности; страсти человека считал главной движущей силой общественного развития («О человеке, его умственных способностях и его воспитании», изд.… …   Энциклопедический словарь

  • Гельвеций Клод Адриан — Гельвеций: ощущение как начало умственных способностей, а интерес начало морали     Если сенсуализм Кондильяка был спиритуалистским, то сенсуализм Клода Адриана Гельвеция (1715 1771) решительно материалистическим. Он родился в Париже в семье… …   Западная философия от истоков до наших дней

Книги

  • Гельвеций. Сочинения в 2 томах (комплект), Гельвеций. Клод Адриан Гельвеций — выдающийся французский материалист XVIII в. Гельвеций выдвинул ряд важнейших социологических и этических проблем, которые не могли не приковать к себе внимание, как… Подробнее  Купить за 920 руб
  • Счастье, Клод Адриан Гельвеций. В сборник атеистических произведений крупного французского философа-просветителя XVIII века включены поэма "Счастье", фрагменты из основных философских произведений "Об уме" и "О человеке",… Подробнее  Купить за 260 руб


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»