Ориген это:

Ориген
Ориген, Origenes, ок. 185-ок 254 гг. н. э., греческий философ и теолог. Прекрасный знаток Библии и греческой философии. Родился в Александрии, учился в катехистической школе под руководством Климента Александрийского, слушал лекции неоплатоника Аммония Сакка. После смерти отца и конфискации имущества содержал себя и свою семью читая лекции. В 202 г. был назначен руководителем школы в Александрии. В этой должности он оставался до 215 г. Много путешествовал, посетил Рим, Аравию, Грецию; в Антиохии его слушала Юлия Маммея, мать будущего императора Александра Севера. В 231 г. получил сан из рук епископов Кесарии и Иерусалима. Епископ Александрийский на признал этого посвящения, а синод, созванный в Александрии приговорил О. к изгнанию. О. осел в Кесарии Палестинской, где основал свою школу катехизы и посвятил себя литературной и проповеднической деятельности. Во время гонений при Деции был заключен в тюрьму; умер под пыткой. — Теологические воззрения О. были официально осуждены в Риме в 399 г., затем Константинопольским Синодом в 543 г.; V Всемирный Собор (Константинопольский II) в 553 г. признал О. еретиком. О. был плодовитым писателем, он написал около 6000 книг; сохранилось лишь небольшое их число, преимущественно в латинских переводах Иеронима или в свободном переложении Руфина из Аквилеи; на греческом языке нам известна антология сочинений О., изданная Василием Великим и Григорием Богословом под названием Филокалия (Благодать) и выдержки и отрывки в Катенах. Литературное наследие О. включает догматические, аскетические, апологетические сочинения, толкования и комментарии к Библии и теологические письма. Догматические труды это: О началах (Peri archon; после 220 г., в 4 кн.) представляет собой первое систематическое изложение христианской догматики. От оригинала сохранились отдельные фрагменты в Филокалии, а полностью до нас дошел латинский перевод Руфина, очищенный, однако, от противоречащих взглядов. Вокруг этого сочинения развернулись теологические споры, а содержащиеся в нем взгляды, отличные от официальной доктрины Церкви, стали причиной объявления О. еретиком. Другие догматические сочинения сохранились в отрывках: О воскресении (Peri anastaseos; 218 г.) и Узоры (Stromateis) — в этом произведении автор пытался примирить христианские догматы с философскими взглядами Платона, Аристотеля и Нумения. Аскетические труды: О молитве (Peri euches; ок. 233 г.) содержит рассуждения на тему молитвы вообще и комментарий к Отче наш в частности; Призвание к мученичеству (Eis martyrion protremptikos; 235 г.) было написано во времена преследования христиан при императоре Максимине Траке. Самым громким успехом в древности пользовалось апологетическое произведение О. Против Кельса (Kata Kelsu; 245-248 гг., в 8 кн.; сохранилось полностью); это полемика с написанной в 178 г. книгой Кельса Слово истины. О. отбивает, предложение за предложением, выпады Кельса против христианства, выдвигая в качестве главных доводов то, что Церковь еще жива после стольких преследований, и тот факт, что христианство распространилось во всем мире. Это сочинение, свидетельствующее об огромной эрудиции автора, является самой основательной и самой развернутой древней апологией христианства. Эпохальное значение имел анализ текста Ветхого Завета, носивший название Шестикнижие (Heksapla; после 212 г.; сохр. фр.); издание включало шесть приведенных параллельно текстов Священного писания: древнееврейский оригинал, еврейский текст в греческой транскрипции, Септуагинту и переводы Аквила (II в. н. э.), Симмаха (III в. н. э), Феодосиона (II в. н. э.). О. сопоставил еврейский текст с текстом Септуагинты, выявил добавления и опущения и в некоторых местах исправил неверный перевод. Этот труд О. сократил до Четверокнижия (Tetrapla), а Псалмам посвятил Девятикнижие (Enneapla). Ветхий и Новый Завет О. комментировал в троякой форме: 1. краткие заметки (схолии) с языковыми и историческими пояснениями к наиболее трудным словам и оборотам (сохранились фрагменты); 2. проповеди (гомилии), в которых рассматривались вопросы, связанные с отдельными частями Священного Писания и вытекающие из них моральные заповеди; 3. комментарии (tomoi) научного характера, включающие языковые и предметные пояснения, теологические и философские примечания. От более чем 600 гомилий сохранились довольно большие отрывки в Филокалии и Катенах, а также в латинских переводах Иеронима и Руфина (всего 173); от 291 комментария сохранилось 16. Из 100 теологических писем О. до нас дошло только 2: к Юлию Африканскому по поводу Книги Даниила и к Григорию Чудотворцу, в котором автор призываетиспользовать богатства греческой культуры. Форму письма имело также не сохранившееся сочинение (в 2 кн.), адресованное епископу Римскому Фабиану, где О. защищается от обвинений в инакомыслии. В 1941 г. на Тирском папирусе был найден отчет о дискуссии О. с Гераклидом на тему единства Бога, бессмертия души и воскресения из мертвых. О. имел в своем распоряжении штат стенографов и копировальщиков, записывавших его мысли. Он работал очень быстро, что отразилось на форме его сочинений; на его стиле лежит отпечаток необработанного устного выступления. О. не заботился о литературных и стилистических украшениях, форма его писаний небрежна, стиль тяжелый и растянутый, перегруженный повторениями. О. не сыграл значительной роли в истории литературы; область его заслуг ограничивается комментированием текстов и теологией. Огромное значение имело комментированное издание текста Септуагинты, а комментарии к Библии стали образцом для будущих толкователей Священного Писания. Как теолог О. впервые изложил христианскую догматику на чрезвычайно высоком научном уровне. Он оказал большое влияние на последующие поколения: все позднейшие системы греческой патристики основывались на сочинениях О., а все то, что христианская философия почерпнула из неоплатонизма, было только вариациями его взглядов.

Словарь «Античные писатели». СПб.: Изд-во «Лань», 1998

Смотреть что такое "Ориген" в других словарях:

  • Ориген — Ωριγένης Портрет Оригена Работа неизвестного художника XVI века Гравюра на металле …   Википедия

  • ОРИГЕН — (Origenus) (ок. 185 253 или 254) христианский теолог, философ и ученый, представитель ранней патристики. Изучал антич. философию (по некоторым сведениям, в школе Аммония, из которой вышел также Плотин). С 217 возглавлял христианскую школу в… …   Философская энциклопедия

  • Ориген — (ок. 185 ок. 254 гг.) глава христианской школы в Александрии Не следует молиться о пустяках. Вся жизнь христианина должна быть непрерывной великой молитвой. Каждый, кто спасся от влияния порчи человеческой жизни, каждый, кто не сожжен грехом (…) …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • ОРИГЕН — (около 185 253/254), христианский теолог, философ, филолог, представитель ранней патристики. Жил в Александрии. Оказал большое влияние на формирование христианской догматики и мистики. Соединяя платонизм с христианским учением, отклонялся от… …   Современная энциклопедия

  • ОРИГЕН — (ок. 185 253/254) христианский теолог, философ, филолог, представитель ранней патристики. Жил в Александрии. Оказал большое влияние на формирование христианской догматики и мистики. Соединяя платонизм с христианским учением, отклонялся от… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ОРИГЕН — (ок. 185 254) христианский теолог, философ, ученый, представитель ранней патристики. Один из восточных Отцов Церкви. Основатель библейской филологии. Автор термина ‘богочеловек’. Учился в Александрийском христианском училище Климента… …   История Философии: Энциклопедия

  • ОРИГЕН — (ок. 185 ок. 254), раннехристианский богослов и писатель, сын мученика Леонида. Родился в Александрии в Египте. Учился у Климента Александрийского, которого он, будучи 18 лет от роду, сменил в качестве главы Александрийской катехетической школы.… …   Энциклопедия Кольера

  • Ориген — (около 185  253/254), христианский богослов, философ, филолог, представитель ранней патристики. Жил в Александрии, где с 217 возглавлял христианскую школу. Во время гонений на христиан при императоре Деции брошен в тюрьму и подвергнут пыткам, от… …   Энциклопедический словарь

  • Ориген — – знаменитый философ богослов христианства, сын грека Леонида, казненного при импер. Септимии Севере, род. в г. Александрии около 185 года. Уже юношей О. преподавал в прославленной александрийской школе риторику и грамматику, где ему… …   Полный православный богословский энциклопедический словарь

  • Ориген — (греч. Ōrigénēs)         (около 185, Александрия, 253 или 254, Тир), христианский теолог, философ и учёный, представитель ранней патристики (См. Патристика). Родился в семье христианина, позднее казнённого за свои убеждения. В молодости… …   Большая советская энциклопедия

Книги

Другие книги по запросу «Ориген» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»